Тема:

Студентка-вундеркинд 2 года назад

Очень жестокий эксперимент: куда и зачем тащат родители Алису Теплякову

Разгорается скандал вокруг Алисы Тепляковой, которая в 9 лет поступила на психфак МГУ. Главное не сломать хрупкую психику девочки.

Новый скандал вокруг девятилетней девочки-студентки Алисы Тепляковой. Ее отец устроил драку на факультете психологии МГУ, куда Алиса поступила в 9 лет. Обучается уникальная студентка на платной основе, поступить на бюджет не хватило баллов. На очные занятия Алиса не ходит. Родители написали заявление о переводе ребенка на индивидуальный учебный план. 21 декабря был экзамен – введение в общую психологию.

Но все это вторично. Главное не сломать хрупкую психику девочки. Ведь Алиса – еще ребенок, без столь необходимого для психфака жизненного опыта, находящаяся под жестоким прессингом отца.

Так ли уж остро девятилетней девочке именно в этом возрасте освоить специальность "Психология служебной деятельности", которую для нее выбрал папа? Можно понять, когда в раннем возрасте начинают заниматься балетом, фигурным катанием или цирковой акробатикой, поскольку в этих сферах важно многое не упустить уже с детства. Но усиленно осваивать то, что становится больше понятно уже взрослом возрасте... Насколько это естественно или даже просто безопасно? И кого это сделает счастливым? Где будет работать 12-летний психолог? Отец ведь и в МГУ настаивает на сжатой по времени индивидуальной программе. Трудная ситуация, ребенка откровенно жалко.

К третьему экзамену девятилетней студентки МГУ Алисы Тепляковой на психологическом факультете готовились не только психологически. Предосторожности не лишние, ведь предыдущий экзамен – по введению в психологию – завершился потасовкой. И тогда запасной выход для преподавателей, которые поставили девочке неуд, действительно понадобился. Евгений Тепляков начал с боем прорываться наверх, еще даже не зная оценки. Его категорически не устроило, что часть экзамена его дочь сдавала письменно. Сцена произошла на глазах у девочки.

Но даже и без этой скандальной сдачи дела в университете у Алисы идут не очень. За первый экзамен – по русскому языку и культуре речи – тройка. На зачет по английскому ее просто не привели.

В этой аудитории Алиса Теплякова должна сдавать экзамен по анатомии центральной нервной системы. Ее ждет комиссия – преподаватели с биофака. Но вот прошло уже 15 минут, а Алисы нет на месте. На экзамен она не явилась. Еще через пятнадцать минут из аудитории уходят преподаватели.

У Алисы еще шестеро братьев и сестер: Хеймдаль, Фейлунг, Лейя, Терра, Айлунг и Тесей. Родители убеждены, что они придумали уникальную образовательную методику, которая позволяет дошкольникам заканчивать школу, а школьникам – учиться в вузе.

"У нас ребенок, которому 7 лет, получил аттестат за 9-й класс, спокойно пришел и на общих основаниях написал итоговое собеседование за 9-й класс. К сожалению, в России со стороны тех людей, которые должны быть заинтересованы в изучении этого процесса и заинтересованы в том, чтобы этот опыт перенимать, мы видим исключительно негатив, агрессию", – заявил Евгений Тепляков, отец Алисы.

Революции в возрастной психологии все-таки не вышло, считают специалисты. Ведь одного ЕГЭ для этого мало. Да и даже на Едином госэкзамене выдающихся результатов Алиса не показала.

"Ребенок сдал на минимальные баллы ЕГЭ. И университет вынужден был принять ребенка в МГУ, потому что формальных каких-то причин отказать очень настойчивому папе, скажу мягко, просто не было. Интересная деталь, папа категорически возражает против того, чтобы Алиса писала на экзамене, вообще что-то писала. Границ развития нет, а вот с моторикой почему-то есть", – отметила Марьяна Безруких, директор Института возрастной физиологии РАО.

Тем не менее родители девочки обращаются в полицию, Рособрнадзор, Следственный комитет и прокуратуру. Они уверены: методика работает, девочка подготовлена, а на психфаке Алису просто затравили. И завалили. Хотя вот тут-то все можно установить точно.

"Во-первых, это наши высококлассные специалисты, которые отвечают за ту оценку, которую они выставили. Во-вторых, если дойдет дело до других, более серьезных разбирательств, в том числе судебных, у нас имеются все необходимые видеозаписи ее ответов, которые могут быть подвергнуты экспертизе содержательной. В части письменных работ все эти письменные работы хранятся в деле", – заявил Артем Ковалев, замдекана психологического факультета МГУ.

За учебу в МГУ семья Тепляковых платит. Около четырехсот тысяч в год.

Случай Алисы Тепляковой – самый громкий за последнее время, но не уникальный. Педагоги еще в школах констатируют: родители повсеместно тащат своих детей вперед и вверх, не оглядываясь на их потребности и возможности.

"Я вижу родителей, которые вдруг рвутся по всем съемкам, по всем кастингам. Зачем? Это что такое? Таких очень много", – признался Сергей Казарновский, директор школы "Класс-Центр".

Отец девятилетней студентки тоже доказывает свою правоту во что бы то ни стало. После злополучного экзамена по введению в психологию он прямо в коридоре и на камеру мобильного телефона устраивает девочке переэкзаменовку.

"Ребенок повторяет заученно, и это видно. Заученные фразы из энциклопедии, не из учебника. То есть короткая формулировка понятия, в котором она уверена, но ничего не понимает. И это видно. Это эксперимент на живом ребенке, эксперименты очень жесткий", – констатировала Марьяна Безруких.

Ситуацию с Алисой Тепляковой под личный контроль взяла омбудсмен по правам ребенка Мария Львова-Белова. "Обучение ребенка девяти лет в высшем учебном заведении – это, конечно, случай неординарный. И вызывает полярные мнения экспертов, родителей, студентов и детей. Наша команда готова участвовать в переговорах сторон для поиска наилучших решений", – отметила она.

Несмотря на все заявления о том, как плохо Алисе в МГУ, прямого ответа, что семья будет делать дальше, родители не дают.

Следующий экзамен – 29 декабря. Если Алисы и там не будет, ее ждут уже три переэкзаменовки. Ситуация запутывается. И чем дальше, тем больше привлекает внимания. Но ведь именно этого, похоже, и добиваются родители: доказать, что они правы. Любой ценой.