В Краснодарском крае задержаны двое местных жителей, которых полиция подозревает в подрыве легкового автомобиля. Черная "шестерка" разлетелась на части в жилом районе, возле загруженной трассы. Осколки никого не задели лишь чудом. На первом же допросе задержанные заявили, что взорванная машина их собственная, а уничтожили ее ради популярности в соцсетях. С кого "подрывники" брали пример, и как с таким опасным явлением намерены бороться власти?
Среди бела дня прямо в центре станицы Казанской Краснодарского края в воздух взлетают "Жигули". Рядом чужие машины и автосервис. Но автора ролика это не смущает.
Быстро выяснилось, что эта пара местных блогеров снимала треш-контент, да не успела выложить его в Сеть.
"Один из мужчин положил петарду в салон своего автомобиля, который снят с регистрационного учета, после чего поджег фитиль. Они вместе с сообщником, отойдя на безопасное расстояние, произвели видеосъемку для своих социальных сетей", – проинформировал начальник пресс-службы ГУ МВД России по Краснодарскому краю Александр Рунов.
Теперь им грозит пять лет за хулиганство.
"Это был плохой поступок, и я не хочу, чтобы подрастающее поколение брало с них пример. Это был плохой пример", – убеждена очевидица инцидента Рита Мовсесян.
Кумиры для них те, кто в соцсетях подольше и зарабатывает больше – так называемые блогеры-миллионники. Они намеренно устраивают аварии, бьют машины. Например, Андрей Ширгин из Новосибирска сначала разнес свой "Мерседес", а потом жарил на моторе шашлык. А известный скандалист Михаил Литвин сначала сжег свой автомобиль, затем разбил чужой. Был лишен прав, но устраивал заезды, в ресторане и в торговом центре. Их не волнует ни мораль, ни закон, главное – лайки и подписки.
"Этот эффект, называется "эффект Герострата" – внимание любой ценой, слава любой ценой. У Герострата, это, если угодно был чистый комплекс, за которым не стояло жесткой коммерческой мотивации", – объясняет доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Александр Асмолов.
Для блогеров это еще и многомиллионные заработки. Поэтому наказание за провокации – часто это всего лишь штрафы – их не пугает.
"Блогер монетизируется и зарабатывает кратно больше, чем эти штрафы могут в принципе повлиять как-то на их историю. Их так называемые выходки, как мы их привыкли называть, – да, они в большинстве своем согласованы с рекламодателем", – утверждает директор по развитию бизнеса интернет-компании Кирилл Павлов.
Эксперты говорят: авторов треш-роликов, которые пропагандируют нарушение закона, пора вводить в правовое поле.
"Интернет – это средство массовой информации. Все эти разговоры о том, что это свободная площадка, свободное поле, все это бред сивой кобылы. Как только закон о СМИ начнет действовать в отношении таких, любых стримов, в том числе в интернете, то тут же это окажется под запретом", – комментирует ситуацию полпред правительства РФ в высших судебных инстанциях, заслуженный юрист России Михаил Барщевский.
В прокуратуре пока используют другой способ – блокировать через суд скандальные аккаунты с миллионами подписчиков. На очереди тот самый любитель покататься по торговым центрам Михаил Литвин. Подмосковная прокуратура решила закрыть его страницы.
"В данных материалах содержится пропаганда антиобщественного поведения, а также сведения о допускаемых нарушениях ПДД", – объясняет старший помощник Одинцовского городского прокурора Марина Ященко.
Теперь таким блогерам грозит потеря не только аккаунтов, но и многомиллионого дохода.