В Бурятии возрождают древние традиции


Вести.ru

Читать Вести в MAX
Большое событие для российских буддистов: в Иволгинском дацане в Бурятии молебен впервые прозвучал на бурятском языке. Раньше все богослужения велись на тибетском, что затрудняло понимание молитвы и обрядов. Впрочем, культура и традиции Бурятии многогранны и уходят корнями глубоко в языческое прошлое, где правили духи и шаманы.

Впервые в главном буддистском храме России – Иволгинском дацане – звучит большой молебен на бурятском языке. Чтобы верующие в Бурятии лучше понимали суть и содержание молитв, ламы перевели мантры, которые столетиями читались исключительно на тибетском языке.

- Это на родном, на своем языке, конечно, все понятно.

- Приятно! До слез!

Правила и учения о сострадании заложены в древнейших сутрах, которые прописаны в редких томах.

"1668 годом трактуется эта книга. Издана в 1668 году в Пекине", – говорит Дагба Очиров – дид Хамбо лама Буддийской традиционной Сангхи России.

Для истории буддизма в Бурятии это событие стало ярким символом религиозного возрождения, поэтому священнослужители провели особый ритуал подношения 108 лампад. Суть этого ритуала в подношении огня, который символизирует свет для рассеивания тьмы для всех живущих на свете. Считается, что это способствует продлению жизни, устранению препятствий и очищению кармы.

Параллельно в республике возрождают другие духовные практики. У скалы Бухэ-Батор в Тарбагатайском районе шаманы после долго перерыва вновь проводят ритуальные обряды. Чтобы дух местности услышал просьбу, шаман проводит подношение белой пищи – это молочные продукты и сладости, символизирующие чистоту, благо и процветание.

"По традиции мы беленым молоком утоляем жажду. Традиционно утром всех потчеваем", – рассказывает шаман Будажап Дамбаев.

При определенном ракурсе скала напоминает фигуру человека, сидящего на троне. В его правой руке – чаша мудрости, в левой – шаманский бубен. Это сакральное место соприкосновения с землей сына неба – одного из 13 божеств-покровителей, хозяина Селенги Бухэ-Батора. Считается, что он является защитником воинов и спортсменов, поэтому обряд проводят у подножия горы. Здесь царит мужская сила, дающая моральную подготовку перед важными испытаниями. Именно поэтому сюда часто приезжают сотрудники силовых структур и, конечно, участники СВО.

"Наши воины приходят, повторяют этот обряд поклонения, очищаются и при этом выпрашивают дополнительную защиту, скажем так", – объясняет шаман Будажап Дамбаев.

Есть такое место и на байкальском побережье. Сюда приезжают, чтобы увидеть причудливые каменные фигуры. Одна из них как две капли воды похожа на древнее животное.

Байкал не является естественной средой обитания для черепах, однако одна из них находится на берегу священного озера. Это место так и называется – Каменная черепаха. Если обратить внимание на эту скалу, то можно увидеть панцирь и голову. Туристы к ней приезжают, чтобы загадать желание. Окутанный льдом камень плотно усеян монетами. Каждая из них – это чье-то сокровенное желание, оставленное здесь в надежде на чудо.

"Каждый гость обязательно останавливается у нее, чтобы поклониться нашей черепашке. В первую очередь, это символ любви, символ семейного счастья и благополучия", – рассказывает гид-экскурсовод Ольга Трофимова.

Не только летом, но и зимой туристы приезжают на Байкал за незабываемыми впечатлениями. На острове Голый в Чивыркуйском заливе озера находятся уникальные ледяные гроты, формировавшиеся тысячелетиями. Зимой они украшены сталагмитами, а снаружи – гигантскими ледяными всплесками высотой с двухэтажный дом.

- Тут очень красивый остров, где куча сосулек. Мне нравится то, что они изображают какой-нибудь узор. Сделали кучу фото, тут очень здорово!

Отдельное направление – активный отдых в горах. Склон Мамай в хребте Хамар-Дабан привлекает любителей катания и снегоходных прогулок со всей страны. Здесь нет подготовленных трасс, но есть глубокий снег и живописные виды Южного Прибайкалья.

"Мы занимаемся регистрацией и интересуемся, откуда люди. Начиная от Владивостока, Санкт-Петербурга, Москвы, Кавказ – все города России", – говорит Сергей Климов, руководитель добровольного спасательного отряда "Горный патруль", президент "Федерации экстремальных видов спорта и путешествий Бурятии "Байкальский экстрим".

Для семейного отдыха есть и более спокойные варианты прогулок. Катания на оленьей упряжке по снежному берегу Байкала оставляет незабываемые впечатления, благодаря невероятным видам замершего озера и красоте окружающей природы. Глазам отдыхающих открываются бескрайние снежные просторы Байкала. По пути мелькают заснеженные сосны и ели. Пейзажи меняются от густого леса к открытому берегу.

Бурятия раскрывается для гостей с разных сторон, но особое место занимает национальная кухня. Шеф-повар Саян Доржиев готовит гастрономические шедевры с 16 лет. Его первыми наставниками стали родители, передавшие секреты, как предки – бурятские кочевники в степи – готовили изысканные деликатесы.

"Это такое истинно кочевое блюдо. При заколке барана эту печень съедают прямо на костре", – показывает Саян Доржиев, шеф-повар ресторана "Орда".

Бурятские блюда несут и глубокий сакральный смысл. Например, традиционные буузы лепят с использованием ровно 33 защипов. По одной из версии, это число отражает количество складок на одежде тибетских священнослужителей, по другой – отсылает к буддистской культуре и существованию мира 33 богов. В любом случае, это мясное блюдо, которое нужно есть только руками, очень сочное и вкусное.

В бурятской культуре еда сакральна даже после трапезы. Баранью лопатку не выбрасывают, а используют для гадания, чтобы изучить особые знаки.

"Предсказатель по лопатке может определить, какая судьба ждет новорожденного ребенка, какая жизнь его ожидает", – утверждает Бальжинима Цыренов.

Еще один обычай сохранился в виде национального спорта – соревнований по разбиванию хребтовых костей. Участники должны голыми руками сломать самые большие из них с одного удара, опередив в этом соперников.

"Не сила важна, а именно техника. Как правильно попасть, получается. Потому что у нас говорят, что самыми сильными костоломами были наши бабушки", – объясняет Гомбо Зурбаков, президент Федерации национальной игры "Сээр хухалха".

Бурятия предстает перед туристами во всем своем разнообразии. В Ацагатской долине гостей погружают в быт и традиции кочевого народа. Юрта – уникальное жилище. Она построена без единого гвоздя. Простая на вид конструкция идеально подходила кочевому образу жизни.

"60 шестов упираются на решетку. На каждую веревочку привязывается, цепляется – и все, наша юрта готова", – показывает Евгения Намсараева, гид-экскурсовод этнокомплекса "Асагад. Степной Кочевник".

Внутри царит четкая иерархия. С левой стороны – мужская половина, справа – женская сторона, здесь сосредоточены все атрибуты домашнего уюта.

Сыграть свадьбу по традициям предков – еще одна часть необычного погружения в историю прошлого.

Одни приезжают в Бурятию за туризмом, другие – ради кардинальных перемен в жизни. Лукас Акерманн из Швейцарии впервые посетил республику 20 лет назад. Эти места так покорили его, что 7 лет назад он окончательно переехал в пригород Улан-Удэ. Здесь он купил землю, построил дом и начал свое дело. Поменяв альпийские пейзажи на бескрайние степи и тайгу, Лукас реализовал детскую мечту: приобрел легендарный "Камаз" и теперь возит туристов по самым труднодоступным уголкам республики.

"Это уникальный тур. Мы едем туда, куда другие не могут, поэтому у меня такая спецтехника. Такие туры в Швейцарии невозможно", – говорит Лукас Акерманн.

Благодаря прямым рейсам из различных городов России Бурятия открывает двери для тысяч туристов. Здесь, в центре российского буддизма и шаманизма, оживают древние традиции, а священный Байкал, бескрайние степи и горы зовут на настоящий отдых.