99 миллионов лет: в янтаре найдены древняя улитка и её новорождённое потомство

Цифрами отмечены новорождённые детёныши, окаменевшие вместе с матерью.

Фото Tingting Yu/Nanjing Institute of Geology and Palaeontology.

3D-изображения всех окаменевших в янтаре моллюсков.

Фото A. Jochum et al./Gondwana Research, 2021.

Цифрами отмечены новорождённые детёныши, окаменевшие вместе с матерью.
3D-изображения всех окаменевших в янтаре моллюсков.
В куске древесной смолы возрастом почти 100 миллионов лет учёные обнаружили новый для науки вид улитки, которая только-только произвела на свет потомство. Удивительная находка рассказала историю нелёгкой жизни брюхоногих моллюсков в меловую эпоху.

Замечательно сохранившаяся сухопутная улитка была найдена палеонтологами в куске янтаря мелового периода на территории Мьянмы. В окаменевшей древней смоле сохранилась не только раковина моллюска, как это обычно бывает, но и её мягкое тело.

Исследователи пришли к выводу, что перед ними представитель неизвестного ранее вида, который они назвали Cretatortulosa gignens. Более того, моллюск окаменел не в одиночестве, а в сопровождении новорождённого выводка. Всё это делает новую находку в высшей степени любопытной.

К слову, такие ископаемые остатки, найденные в янтаре, носят название инклюз.

Учёные исследовали кусок янтаря с помощью микрокомпьютерной томографии и фотографий с высоким разрешением. На полученных снимках в мельчайших подробностях можно было разглядеть 11-миллиметровую раковину и округлое тело улитки, а также пять новорождённых улитят.

3D-изображения всех окаменевших в янтаре моллюсков.

"Видимо, улитки попали в смолу дерева совсем сразу после рождения и сохранились в этом положении на миллионы лет. Улитка-мать, скорее всего, успела увидеть надвигающуюся судьбу и даже вытянула вверх щупальца в предупреждающей позе", – говорит ведущий автор исследования доктор Адриенна Йохам (Adrienne Jochum).

Стоит отметить, что живорождение у сухопутных улиток хотя и возможно, но встречается крайне редко. Авторы работы предполагают, что представители нового вида практиковали живорождение, чтобы защитить потомство от хищников (коих в меловом периоде уже было немало).

"Как и их современные родственники из рода Cyclophoroidea, наша новая находка, вероятно, спокойно жила в мёртвой и гниющей листве. Мы предполагаем, что детёныши этого вида, в сравнении с яйцекладущими улитками, были меньше и малочисленнее, что повышало их шансы на выживание", – объясняет доктор Йохам.

Благодаря этой счастливой находке, учёные получили ценную информацию о строении и образе жизни улиток, обитавших на Земле целых 99 миллионов лет назад. К тому же теперь исследователи знают наверняка, что в те времена уже существовали живородящие улитки.

Инклюз подробно описан в статье, опубликованной в свободном доступе в издании Gondwana Research.

Напомним, ранее мы писали об окаменевших вместе жертве и хищнике, а также об ископаемых остатках странной черепахи без панциря.