Завтра состоится очередное заседание Банка России, которое многие аналитики уже назвали одним из самых непредсказуемых заседаний с начала этого года. Совет директоров ЦБ должен определиться: снижать ли ключевую ставку, которая держится на уровне 11 %.Завтра состоится очередное заседание Банка России, которое многие аналитики уже назвали одним из самых непредсказуемых заседаний с начала этого года. Совет директоров ЦБ должен определиться: снижать ли ключевую ставку, которая держится на уровне 11 процентов с августа прошлого года. Аргументов "за" и "против" накопилось предостаточно, но, на мой взгляд, похоже, сюрпризов не будет. Ставка останется на прежнем уровне. Об этом рассуждает в программе "Реплика" экономический обозреватель Александр Кареевский.

Впрочем, ряд экспертов, полагает, что у ЦБ есть возможность снизить ставку на половину процентного пункта, то есть до 10,5 процента годовых. И справедливо упрекают главного финансового регулятора в излишней осторожности. Действительно, текущие рыночные условия вроде бы позволяют это сделать. Темпы инфляции снижаются. Они сейчас в годовом выражении составляют 7,2 процента годовых. Это в два раза ниже прошлогодних показателей. Нефть растёт, цены на уровне декабря прошлого года. То есть на максимуме этого, ,и соответственно наша валюта укрепляется. С рублёвой ликвидностью все хорошо. Банки снижают ставки по депозитам. Не нужны им деньги населения в прежних объёмах. Но ЦБ стоит на своём - ставки снижать рано. Слишком много рисков.

Так чего же опасается наш мегарегулятор? Глава ведомства Эльвира Набиуллина назвала несколько проблем, которые не позволяют, по её мнению, сделать наши деньги дешевле. Во- первых, это риск сохранения инфляции. Все-таки 7 процентов - это много для инвестиционной привлекательности экономики. Нужно 4. Такой инфляцию прогнозируют к концу 17-го года. Но можем застрять на уровне 6-7 процентов. А это не инвестиционный уровень-считает глава Центробанка. А инвестиции нам очень нужны. Но они придут только в условиях макроэкономической стабильности и долгосрочных низких процентных ставках в экономике.

Что ж с такими постулатами сложно спорить. Да и про сохраняющуюся нестабильность на внешних рынках тоже можно согласиться. Действительно, последний рост цен на нефть уже выглядит неоправданно резким. Но есть шанс , что цены подрастут ещё больше. Однако ЦБ не может ориентироваться на спекулятивные движения на рынке. И это правильно. Сегодня нефть стоит 47, завтра - 57, послезавтра -37 долларов за баррель.

Но с другой стороны ,не может ЦБ при определении своей денежной политики ориентироваться только на внешние условия и заботиться только о макроэкономической стабильности! Справедливости ради , нужно отметить, что глава ЦБ неоднократно заявляла о своём беспокойстве по поводу экономического роста в стране. Но какое решение предлагается Центробанк, чтобы изменить ситуацию?

"Наш вклад в возвращение к устойчивому росту - снижение и закрепление инфляции на устойчиво низких уровнях. Потому что без низкой инфляции не будет низких долгосрочных ставок в экономике и предсказуемости условий ведения бизнеса, критически необходимых для экономического роста", - заявила глава ЦБ Эльвира Набиуллина, на последней коллегии Минфина. И в этой цитате- все программное видение наших финансовых властей. Да вот только слышим мы эти слова уже не первый год, а 4% инфляции, как не было, так и нет.

Хорошо, когда были высокие были цены на нефть и приток капиталов из-за рубежа. Бизнес неплохо жил, экономика, хоть и сырьевая, развивалась. Не мешали особо и дорогие деньги А теперь что? Цены на нефть рухнули, ставки по кредитам космические. А доходность в экономике, как в пучине морской. Нужно запускать новый двигатель экономического роста. Да вот бензинчик нынче дороговат. (В прямом смысле тоже). Ну, не сможет какое-либо предприятие машиностроения, например, брать кредиты на импортозамещение под 30 процентов годовых. У него рентабельность в лучшем случае 10-12%.

Такая же ситуация и в других несырьевых отраслях. Вот и пытаются бизнесмены выжить , опираясь на собственные средства, то есть на прибыль. Но как им бороться с конкурентами из других стран, где промышленные предприятия кредитуются под отрицательные ставки реально, если даже учитывать все льготы.

А что мы? Мы ждём теперь конца 17 года, когда инфляция будет 4 процента, а кредиты, соответственно ниже 10% годовых. Вот тогда и наши промышленники вспомнят, что вполне можно получить нормальный кредит и начать новую инвестиционную жизнь. Возможно, Центробанку стоит прислушаться к советам и сделать деньги доступными для бизнеса?

Но, пока ЦБ и видит свою миссию в том, чтобы вносить свой посильный вклад в экономический пост посредством зажимания денежной массы, держа бизнес на голодном пайке. И при этом мечтать о светлом будущем с 4-х процентной инфляцией.