39 миллиардов рублей у "СБ-банка", 60 миллиардов у "Интеркоммерца", больше 100 миллиардов у "Российского кредита". Все это — разница между активами и обязательствами этих банков. В итоге искать деньги кредиторов лопнувших банков и возвращать их законным владельцам приходится Агентству по страхованию вкладов.
Так, рекордный разрыв в пассивах и активах обнаружили в капитале самого известного из банков Анатолия Мотылева — "Российского кредита". В начале прошлого года он занимал 47-е место в рейтинге по величине активов. А уже в июле лишился лицензии. Банк задолжал кредиторам более 113 млрд рублей. Примерно 40% от этой суммы – долг перед вкладчиками "первой очереди". 10 февраля 2016 года стартовал первый этап расчетов с кредиторами. На это выделено более 5 млрд и 800 миллионов рублей.
"Если говорить об общем размере требований всех кредиторов этого банка, всех трех очередей: то может показаться — немного, потому что общая задолженность перед кредиторами в настоящий момент составляет 123 миллиарда рублей. Но если говорить о кредиторах первой очереди, задолженность перед которыми – 47 миллиардов рублей, то это, если посчитать, 12 целых 30 сотых процента, и, в общем-то, довольно приличный процент в начале конкурсного производства", — комментирует Василий Кудяков, директор департамента сопровождения ликвидационных процедур АСВ.
Он поясняет: "Процедура такова, что мы не можем начать рассчитываться с кредиторами, пока не будет закрыт реестр требований кредиторов. Реестр требований кредиторов закрылся 16 декабря. Месяц нам нужен, чтобы рассмотреть требования кредиторов, которые пришли, ну, образно говоря, в последний день закрытия реестра. 10 февраля начали расчеты, и я считаю, что это довольно быстро!"
Но что делать тем кредиторам, кто в силу различных причин почему-то не успел или не смог внести свои требования в реестр в установленный срок? Можно ли говорить, что в этом случае все потеряно? "Надежда всегда есть, — отмечает Василий Кудяков. – В последнее время у нас очень хорошо работает департамент, который взыскивает задолженность субсидиарную с должников банка, которые довели банк до банкротства. У нас очень много исполнительных листов о взыскании с этих лиц денежных средств, довольно крупных. И мы стараемся эти исполнительные листы отдавать кредиторам в качестве отступного. И тут я обращаю внимание кредиторов на то, что когда они видят публикацию об этом, проявлять больше энтузиазма. Поэтому чем больше мы передадим в качестве отступного – тем больше вы же, сами кредиторы, будете взыскивать с этих людей, которые обанкротили банк, и таким образом будет достигнут, в том числе, и профилактический эффект".
"Российский кредит" лишь один из банков, где АСВ выступает в качестве конкурсного управляющего. Вот "географический расклад": 142 кредитные организации с пропиской в Москве и Подмосковье. Остальные 99 – расположены в других регионах. В списке кредиторов более 270 тысяч человек. А общий долг перед ними свыше триллиона рублей. При этом в истории 237 банков АСВ уже поставило точку.
"Первая функция (из основных у конкурсного управляющего при ликвидации банка) – это выявление пострадавших кредиторов, а дальше мы уже занимаемся формированием конкурсной массы, поиском имущества, которое имеется у банка, взыскание, его реализация. Также мы занимаемся оспариванием сомнительных сделок и выявлением обстоятельств банкротства кредитной организации. Конкурсная масса формируется за счет взыскания задолженности по кредитам, которые выдавались кредитной организацией, и за счет реализации имеющегося имущества. Как правило, заемщики кредитных организаций после отзыва лицензий перестают обслуживать кредиты, и здесь идет принудительное взыскание задолженности: мы подаем иски, в прошлом году было подано более 30 тысяч исков на сумму почти 500 миллиардов рублей. После принудительного взыскания мы полученные средства направляем на расчеты с кредиторами. Также мы занимаемся реализацией имущества – это недвижимость, земельные участки, это автотранспортные средства. Реализация идет по решению комитета кредиторов – мы с ними согласовываем всегда сумму реализации", — рассказывает Мария Филатова, глава департамента ликвидации кредитных организаций АСВ.
В АСВ уточнили: балансовая стоимость активов того же "Российского кредита" составляет больше 180 миллиардов рублей. Но от взысканий и от реализации Агентство планирует получить только 10% этой суммы. Это объясняется тем, что выявлены сомнительные сделки – 18 штук, на 12 миллиардов рублей, также зафиксированы факты вывода ликвидных активов из банка, и факты кражи имущества.
Агентство по страхованию вкладов подает тысячи исков о взыскании задолженности. И суды все чаше удовлетворяют эти требования. "Практика более положительная становится и, начиная с 2006 года, существенно поменялась. Если в 2006 году у нас удовлетворялся каждый третий иск, то на сегодняшний день у нас 90 процентов положительных решений. Агентство участвовало в процедурах банкротства и ликвидации 470 кредитных организаций. По половине процедуры уже завершены, и в отношении ста банков нам удалось рассчитаться с кредиторами в полном объеме. Из этих ста банков 75 банков прошли процедуру принудительной ликвидации, которая подразумевает стопроцентное удовлетворение требований кредиторов, и 25 банков – это банки-банкроты, в которых нам также удалось полностью рассчитаться с кредиторами", — говорит Мария Филатова.
В минувшем году Центробанк отозвал 92 лицензии: 87 у банков, и еще 5 – у некоммерческих кредитных организаций. Пик пришелся на июнь, июль и ноябрь – в эти месяцы было отозвано больше десятка лицензий!
Если банк, в котором вы держали средства, лишился лицензии — подробности его ликвидации можно найти на сайте АСВ, в разделе "Ликвидация банков". Там есть практически вся информация: в том числе и о ходе конкурсного производства, и об активах, выставленных на продажу. Но это потребуется только, если на счету клиента было более 1,4 млн рублей. Если же вклады и начисленные проценты умещаются в этот лимит – вклад полностью покроет страховка.






















































































