В Москве открылась выставка одного из самых загадочных художников Возрождения. Она называется "Босх. Ожившие видения", и посетителям предлагается найти разгадку тайн о творчестве этого художника. Что это за секреты, и какое впечатление на человека производят ожившие полотна.
"Сад земных наслаждений" как геотег в социальных сетях. На выставке "Босх. Ожившие видения" каждый может оказаться в картине самого загадочного художника в истории.
Хэштег "Босх" в ближайшие два месяца точно в десятке самых популярных. Ради этого специалисты по компьютерной графике трудились год. Чтобы в полной мере погрузить зрителя в "удивительные и странные фантазии… чаще неприятные, чем ужасные", — так говорили о картинах знаменитого голландца его современники.
Анимированная живопись – модный способ знакомства с прекрасным. Ожившие полотна Ван Гога, а ранее Малевича собрали в "Артплей" несколько сотен тысяч человек. Но эта экспозиция должна побить все рекорды — Босха в собраниях России нет. О его выставке только мечтают все крупные музеи. Но пока привозили лишь одну картину – "Извлечение камня глупости" к юбилею ГМИИ имени Пушкина четыре года назад, одолжил испанский Прадо.
"Если говорить в широком смысле, то это первая выставка Босха в России, где представлены все его работы и работы, которые ему приписываются. Русскоязычные ресурсы подскажут, что их 40, а англоязычные — около пяти", — рассказывает Яша Яворская, куратор выставки.
А все потому, что только под несколькими работами он вывел свое имя. Не ставил даты. Не писал названия – они придуманы позже исследователями. Доподлинно известно только, что умер ровно 500 лет назад. А потому 2016-й объявлен в Европе годом Иеронима Босха. Все остальное – предположения и домыслы. Состоял в религиозном братстве – по одной из версий, еретической секте, которая изучала алхимию и черную магию. Иначе откуда все эти невиданные демоны и чудовища? Из глубин подсознания, склонны считать некоторые искусствоведы, называя его сюрреалистом 15-го века.
Исследователи полагают, что люди, жившие во времена Босха, гораздо лучше понимали символы, скрытые в "Саду земных наслаждений". А вот современным зрителям необходимы пояснения, которые дают вот такие информационные столы. Достаточно кликнуть на любой фрагмент этого причудливого триптиха и узнать, например, почему некоторые фигуры заняты сбором и поеданием яблок – это прямая отсылка к грехопадению человека.
В любом случае это – уникальная возможность рассмотреть во всех подробностях человечество, пойманное в ловушку своих грехов — таково было мироощущение Средневековья. Ведь когда Босха привезут в Россию в оригинале – организаторы мультимедиа выставки надеются, что это вскоре случится – так близко к 500-летним шедеврам подходить не позволят.