Социальное неравенство, неравномерность развития, деградация окружающей среды и изменение климата. Все это – вызовы мировой экономике, которые АТЭС считает самыми серьезными. Ночью лидеры форума завершили встречу в Перу и приняли общую декларацию. Впрочем, поскольку саммит совпал с масштабными переменами как в Европе, так и в Америке, то еще большее внимание было приковано к личным контактам и высказываниям участников. В том числе, Владимира Путина, который сделал целый ряд важных заявлений.

Арест министра экономики Улюкаева — тема, о которой журналисты просто не могли не спросить, даже находясь в далеком Перу. "Для нас стала неожиданностью история господина Улюкаева. Вы не могли бы прокомментировать эту историю?" — интересуется корреспондент агентства "Интерфакс" Павел Минаков.

"Ну, что же здесь комментировать? Это, в конечном итоге, должны прокомментировать правоохранительные органы и судебные органы, — отзывается Путин. — Только после этого можно сказать что-то по сути. Сам факт того, что это состоялось, -это очень печальный факт. Но я бы хотел сказать только, что мы и дальше будем проводить работу, связанную с тем, что будем нетерпимо относиться к любым проявлениям подобного рода. На мой взгляд, я в этом глубоко убежден, такие действия правоохранительных органов не только не наносят ущерба деловому климату, а наоборот, только укрепляют деловой климат в России. Все должны знать (и наши партнеры, и внутри страны), мы все сами должны понимать и знать, что вне зависимости от служебного положения кого бы то ни было, закон будет применяться одинаково ко всем".

"Сохраняется ли у вас после ареста Улюкаева доверие к кабинету министров в целом?" — спрашивает Елена Глушакова, корреспондент МИА "Россия сегодня". "Это никак не отразилось на моем отношении к правительству в целом, — отвечает Путин. — Правительство работает эффективно и достаточно результативно в тех непростых условиях, в которых нам приходится функционировать".

По словам Путина, ситуация вокруг Улюкаева никак не отразится и на сделке "Роснефти" по приобретению "Башнефти". Вместо арестованного экс-министра на саммите АТЭС работал замминистра Воскресенский. В кулуарах его можно было увидеть разговаривающим с главой "Роснефти" Сечиным. На пресс-конференции Путина он сидел в первом ряду. Но кто займет вакантное теперь место члена правительства — еще не решено.

"С председателем правительства только что об этом говорили, с некоторыми другими членами правительства. У нас как минимум 3-4 человека есть кандидатов. Я сейчас вернусь, мы окончательно с этим разберемся и поставим точку", — говорит президент РФ.

Точка на этом саммите поставлена в истории личных встреч Путина и Обамы. Больше в статусе президентов они не увидятся. Так что короткий разговор, что называется, на ногах, был не только обсуждением проблем, но и своего рода подведением итогов.

"Диалог между нами шел непросто, было сложно, можно сказать даже, работать друг с другом. Но я и президент Обама отметили, что мы всегда с уважением относились к позиции друг друга и друг к другу. Я поблагодарил его за эти годы совместной работы. И сказал, что в любое время, если он сочтет возможным, и будет необходимость и желание, мы будем рады видеть его в России", — сказал Путин.

Обама, в свою очередь, на параллельной пресс-конференции размышлял, куда он поедет отдыхать. И даже с каким-то облегчением подчеркивал, что это и последний саммит, и последнее общение с журналистами за рубежом. "Мои планы в ближайшие несколько месяцев — это определенно завершить свою работу, а потом отвезти Мишель в отпуск, отдохнуть, провести время с дочерьми", — говорит он.

Но мнение Обамы журналистов интересует все меньше. Гораздо больший интерес вызывает то, что сказал Трамп — особенно в недавнем телефонном разговоре с Путиным. "Избранный президент Соединенных Штатов подтвердил свое намерение по нормализации американо-российских отношений. Со своей стороны, я, конечно, сделал то же самое, — говорит Путин. — Мы всегда об этом говорили. Вопрос о конкретной встрече и о возможной дате этой встрече не обсуждался. Но мы констатировали, что, может быть, было бы полезно организовать встречу наших сотрудников. Ну, пока, мы видим, вновь избранный президент Соединенных Штатов активно занимается формированием своей собственной команды. Поэтому говорить о том, что даже сотрудники встретятся в ближайшее время, затруднительно, поскольку сотрудников-то у него пока официальных не появилось. Ну, подождем, время еще есть".

Явно затаились и ждут первых решений Трампа многие лидеры стран АТЭС, которые рассчитывали создать с США транстихоокеанское сотрудничество. А теперь непонятно, собираются ли сами США в нем участвовать. И будущее европейской экономики тоже вызывает вопросы.

В кулуарах саммита буквально витали страхи по поводу последствий Brexit, избрания Трампа. "Что касается Brexit, я сомневаюсь, что кто-то предпримет шаги себе в ущерб, – и наши британские коллеги, и европейские. Так что, конечно, определенная угроза есть, но я почти не сомневаюсь в том, что удастся их обойти, — считает президент России. — По поводу вновь избранного президента Соединенных Штатов. Мы все хорошо понимаем, все знают о том, что между предвыборной риторикой и реальной политикой — большая разница. Всегда практически, во всех странах. Что касается заявлений господина Трампа о том, что он хотел бы вернуть в Соединенные Штаты промышленные предприятия, создать, обеспечить тем самым новые рабочие места в своей собственной стране, — ну, чего здесь плохого?"

Меньше чем через месяц Путину предстоит еще далекий зарубежный визит — в Японию. Понятно, какой вопрос Токио хочет обсуждать. В первую очередь, о Курилах снова спрашивали и японские журналисты. "Мы считаем, что это на сегодняшний день суверенная российская территория, закрепленная в международных документах после Второй мировой войны, — говорит Путин. — Но мы готовы вести диалог с нашими японскими партнерами. Мы говорим о том, что различные варианты возможны. Напомню, что в 1956 году был заключен соответствующий документ между Советским Союзом и Японией, где предполагалось, что Японии будут возвращены два острова. Не говорилось, на какой основе, под чьим суверинитетом останутся эти два острова, на каких условиях они будут переданы. Мы знаем позицию японской стороны, которая говорит о четырех островах. Это все — предмет наших переговоров".

Перед вылетом обратно в Москву журналисты кремлевского пула, озадаченные недавней историей сопровождения их самолета швейцарскими истребителями, спросили: так что это все-таки было? Акт агрессии или акт уважения? "Будем считать, что это почетный эскорт", — засмеялся Путин.

На выходе из зала пресс-конференции президента России остановила журналистка одного из федеральных телеканалов, передавшая ему свитер от жительницы Лимы, ставшей здесь героиней новостей. Хулиа Кастро хотела вручить свитер лично и даже пришла к месту саммита, но была задержана перуанскими службами безопасности. Вскоре ее отпустили, и подарок она передала через российских журналистов.

В Перу российского президента по традиции АТЭС переодели — все лидеры в накидках из шерсти перуанской викуньи. Путин и Си Цзинь Пин — по центру, Обама — ближе к краю. Фото во всех смыслах историческое.

Саммит АТЭС завершился итоговой декларацией — страны региона за выполнение договоренностей ВТО и за открытые экономические блоки. Учитывая, что уходящий американский лидер пытался действовать наоборот, это тоже своего рода последний привет Обаме.