Единственным регионом России, где ВРИО руководителя не смог победить на выборах в Единый день голосования 13 сентября стала Иркутская область. Во втором туре его ждал оглушительный разгром.
Для начала сухая, но очень показательная статистика. В первом туре ВРИО губернатора единоросс Сергей Ерощенко до победы не добрал каких-то 2 или 3 тысячи голосов. 270 тысяч сторонников Ерощенко обеспечили ему только 49,6%, отправив выборный процесс на второй круг. Могло показаться, что депутат Госдумы первый секретарь обкома КПРФ Сергей Левченко на повторном голосовании выполнит роль статиста.
Однако, голосование во втором туре на выборах главы Иркутской области, пожалуй, можно будет заносить в учебники для будущих политтехнологов. К своим 199 тысячам сторонников Левченко смог добавить без малого столько же, набрать 392 тысячи бюллетеней в свою поддержку, получить более 56% голосов жителей региона и на 15% обойти в итоговом бюллетене своего соперника.
Большинство экспертов сходится во мнении, что область продемонстрировала образец протестного голосования. Даже 30-процентная явка, продемонстрированная в первом туре, очень неплохой результат, а вот 41% тура второго – это уже свидетельство весьма значительного всплеска политической активности граждан. Как демонстрируют выше приведённые цифры, весь прирост обеспечили те, кто пришёл проголосовать за Левченко. Это, как отмечают эксперты, не обязательно были его сторонники – невозможно за 2 недели увеличить вдвое число симпатизирующих тебе избирателей, особенно если их и без того было по меньшей мере пара сотен тысяч.
Голосовать во второй тур пришли те, кто хотел проголосовать против Ерощенко, те, кто не сделал этого в первом туре, считая свой голос ничего не решающим. И тут, возникает ещё одна любопытная особенность выборов в Иркутской области, которая вполне может распространиться на другие регионы и уж точно должна учитываться политтехнологами в будущих компаниях. Даже сейчас, после поражения бывшего главы региона, на него не полился дождь из обвинений в развале области или других каких грехах. И если с тезисом о том, что Ерощенко особо нечего было предъявить в качестве своих достижений, то и откровенных провалов за ним не замечено, по крайней мере таких, из-за которых 13-процентный гандикап превратился бы в 15-процентное отставание.
На Ерощенко, отмечают местные политологи, сошёлся клином весь комплекс проблем, переживаемых россиянами на фоне осложнения в экономике страны. Фактически, жители Иркутской области отправили властям всех уровней очень простой сигнал о том, что жить им стало тяжелее.
"Единая Россия" в лице секретаря Генсовета Сергея Неверова, признала поражение своего кандидата. Ерощенко взял вину на себя, назвав итоги выборов "личной ошибкой", однако, многие наблюдатели полагают, что свой "вклад" внесла крайне непрофессиональная работа штабной команды Ерощенко, не сумевшей использовать весь административный ресурс.
Между первым и вторым туром выборов произошёл случай, который в штабах обоих кандидатов посчитали провокацией, но использовать смогли именно в окружении Левченко. Лидера КПРФ Геннадия Зюганова, приезжавшего поддержать своего коллегу, не пустили на городской рынок. Делегация коммунистов направлялась на рынок, когда дорогу им преградила группа неизвестных с флагами "Единой России". Администрация торговой точки опустила жалюзи буквально перед носом высоких гостей от КПРФ. Находившиеся внутри покупатели при этом оказались блокированы. Сообщалось, что инцидент сопровождался потасовкой с сотрудниками рынка.
Сергей Левченко уже озвучил приоритеты своей работы на ближайшее будущее. Одно из главных направлений – газификация, как частного сектора, так и промышленных предприятий региона за счёт активной разработки Ковыктинского месторождения. Намерения благие, но как далеко по этому пути он сможет продвинуться. С одной стороны, несомненно, что у Левченко будет беспрецедентная поддержка со стороны всей партийной машины КПРФ. Регион для них становится по сути "пилотным проектом". Однако, намерение перекроить на свой лад энергетический и газовый пейзаж в области неизбежно обернётся столкновением с крупным бизнесом, приносящим налоги в региональный бюджет.









































































