Тема:

"Трансаэро" 7 лет назад

Реквием по "Трансаэро": взлет и падение крупнейшего авиаперевозчика

Ситуация вокруг банкротства второго во величине авиаперевозчика России – компании "Трансаэро" – на прошедшей неделе развивалась стремительно. Общий долг авиакомпании – 250 миллиардов рублей. Она должна банкам, аэропортам, поставщикам топлива и другим организациям.

Автор: Дмитрий Киселёв

Ситуация вокруг банкротства второго во величине авиаперевозчика России — компании "Трансаэро" — на прошедшей неделе развивалась стремительно. Общий долг авиакомпании — 250 миллиардов рублей. Она должна банкам, аэропортам, поставщикам топлива и другим организациям. 1 октября Росавиация полностью остановила продажу билетов компании. Пассажиров, чьи билеты попадают на даты до 15 декабря, обещает перевезти "Аэрофлот".

Спасать "Трансаэро", похоже, никто не собирается. Компанию подвела ошибочная стратегия — полностью иностранный авиапарк в лизинге и ставка на чартеры вместо регулярных рейсов. В условиях падения рубля эта комбинация оказалась для бизнеса смертельной. Теперь надо думать уже не о компании, а о коллективе численностью в 12 тысяч человек и пассажирах, которых под полмиллиона.

Пока же рейсы "Трансаэро" отменяются десятками в день, а билеты просто не продаются.

Автор: Евгений Решетнев

Каждый день отменяются десятки вылетов. Сегодня — 53. В Якутск, Одессу, Берлин, Прагу... Большую часть пассажиров берет на себя "Аэрофлот". К примеру, на рейсе 2458 в Париж отправятся 7 бывших клиентов "Трансаэро".

Ольга Черемных привезла на обследование в Москву своего сына, инвалида детства. В планах было только посещение больницы. Потом — домой, в Красноярск. Но обратный вылет оказался под угрозой. "Упорно прозваниваю все телефоны "Трансаэро", но не отвечает ни один", — жалуется женщина.

Ее сыну Михаилу нужен постоянный уход. Кто присмотрит за ним, пока его мать будет колесить в поисках представителей "Трансаэро". Впрочем, в "Аэрофлоте" уверяют: искать никого не нужно. Они сами обзванивают всех пассажиров, ни один не останется за бортом.

"Мы заранее информируем наших пассажиров об отмене рейсов. Это происходит за два дня. Пассажиру назначается время вылета из другого аэропорта, и он приезжает уже непосредственно к вылету", — заверили в "Аэрофлоте".

Долги перед пассажирами вместо "Трансаэро" возьмут на себя и другие перевозчики: "ВИМ-Авиа", "ЮТэйр", NordStar.

"Мы перевезем всех пассажиров в Норильск и всех пассажиров из Норильска, откуда бы они ни следовали", — заявил генеральный директор NordStar Леонид Мохов.

Как вторая по величине после "Аэрофлота", первая частная авиакомпания страны дошла до такого?! Исторические кадры. 1993 год. В сочинском аэропорту приземляется "Боинг-737". Основатель и исполнительный директор "Трансаэро" Александр Плешаков рассказывает о заграничном чуде техники.

Компания переживала трудные времена не один раз, но государство всегда подставляло плечо. В 1994-м правительство освободило "Трансаэро" от таможенных выплат и налога на импорт самолетов. Ни одному частному перевозчику таких преференций не давалось. Кризис 1998-го преодолеть тоже удалось, но пришлось ужаться — продать несколько самолетов и сократить число маршрутов. Зато в 2000-х — невероятный успех, мировое признание. Со стороны, во всяком случае, все выглядело именно так.

В какой момент "Трансаэро" свернула куда-то не туда? Быть может, в погоне за роскошью и господством в отрасли? К последней черте компания подошла с огромным авиапарком — больше ста самолетов — и огромными долгами — 250 миллиардов рублей. Но этого словно не замечали. Летом 2015 года, когда за самолеты в лизинге из-за падения рубля уже приходилось платить в два раза больше, "Трансаэро" заказывает новый аэробус.

"Самолеты стояли на приколе полупустые — не было загрузки — а к нам приходили новые. Для меня все это было удивительно", — вспоминает Ирина Верхозина, заместитель председателя профсоюза "Трансаэро".

"Первые звоночки начались в том году. Они сменились набатным колоколом, а на смену ему пришел реквием. Это вполне закономерно", — считает Владимир Жарков, член профсоюза "Трансаэро".

Раз уж рядовым сотрудникам все было ясно как день, руководство тем более не могло не знать о надвигающейся катастрофе. Первое интервью после новостей о банкротстве "Трансаэро" теперь уже бывший генеральный директор компании Ольга Плешакова согласилась дать "Вестям недели" по телефону.

- Наверняка трудности начались не вчера. В какой момент вы поняли, что что-то идет не так и что трудности не за горами?

- Мы, наверное, были чрезмерно оптимистично настроены на развитие рынка, верили прогнозам и строили свои планы. Да, мы не успели свой бизнес адаптировать.

Эксперты авиационной отрасли, наблюдавшие и за стремительными взлетами, и за жесткой посадкой "Трансаэро" со стороны, уверены: спасти уже ничего нельзя, крах неизбежен.

"Создать на базе "Трансаэро" что-то, что перестало бы генерировать убытки, чем, собственно, сейчас авиакомпании занимается, продолжая свою деятельность, и сделать ее прибыльной, то есть генератором прибыли, технически невозможно", — уверен генеральный директор консалтинговой компании Борис Рыбак.

Главные кредиторы — "Сбербанк", "Внешэкономбанк" и ВТБ лишь — ждут своего часа. Пока компания имеет обязательства перед населением, банкротить ее нельзя. У "Трансаэро" по-прежнему около 200 рейсов в день (отменяется лишь четверть из них) и 600 тысяч пассажиров с билетами на руках.

"Мы до сегодняшнего дня не подавали заявления о банкротстве, мы не заземляли самолеты, которые мы предоставили в лизинг и которые нам уже 2 месяца не оплачивают. Мы пока ждем, когда решится ситуация с пассажирами. Как только она решится, мы будем заниматься взысканием долгов, продажей самолетов, которые у нас находятся в лизинге. Мы надеемся, что значительную часть авиапарка смогут взять на себя российские компании. Если нет, будем искать покупателей на мировом рынке", — сказал глава ВТБ Андрей Костин.

Вопросы к разорившемуся перевозчику есть не только у кредиторов. Аэропорты один за другим выставляют счета "Трансаэро". Питерский Пулково требует заплатить 182 миллиона рублей, екатеринбургский Кольцово — 173 миллиона, казахстанскому Актау компания задолжала 10 миллионов тенге. Руководство этой воздушной гавани пошло ва-банк — казахи просто запретили вылет борту "Трансаэро" в Москву, пока долг не будет погашен полностью. Пассажиры 8 часов провели в зале ожидания аэропорта.

Вместо пятизвездочных отелей и коралловых рифов Шарм-эль-Шейха — 12 часов в зале ожидания Внуково. Четверых туристов в давке просто затоптали.

Чартеры "Трансаэро" в Египет, Турцию, Доминикану отменяют один за другим. И именно тут назревает кризис. Туроператор "Библио-Глобус" заявлял, что не сможет вывезти своих клиентов с курортов после 24 октября, то есть людям придется покупать обратные билеты самим.

"К сожалению, пока в подвешенном состоянии у нас находятся 89 тысяч человек", — отметила Ирина Костенко, генеральный директор "Библио-Глобуса".

Луч надежды все же проблеснул. "Аэрофлот" даст турфирме три дальнемагистральных самолета для рейсов в теплые страны. Они будут летать до 15 декабря. Что будет с теми, кто купил туры на Новый год, к примеру, пока не ясно. С "Трансаэро" работали крупнейшие туроператоры России. Не исключено что в зону турбулентности разорившийся перевозчик втянет вслед за собой и всю индустрию туризма.

"В ближайшее время возможно банкротство туристических агентств, потому что они оказались на первой лини фронта, именно к ним приходят потребители с требованиями разъяснить ситуацию, аннулировать тур", — подчеркнула Майя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации туроператоров России.

В офис авиакомпании, судя по всему, обращаться бессмысленно, хотя он по-прежнему работает. Люди появляются на пороге в растерянности.

Пока не ясно, что ждет почти 12-тысячную команду "Трансаэро". 4,5 тысячи стюардесс и бортпроводников, тысяча пилотов... Персонал высококвалифицированный, но нужно ли столько на рынке труда? Увольнения уже начались. "Аэрофлот" обещает взять на работу часть сотрудников "Трансаэро" после предварительных собеседований.