Франсуа Олланд рассказал французам, что всё делает правильно


EPA

Читать Вести в MAX
Президент Франции Франсуа Олланд выступил с программным интервью, которое длилось больше часа. Он рассказал французам о приоритетах и попытался донести до них логику действий правительства. Усилия оценили не все – Олланд продолжает оставаться самым непопулярным президентом за всю историю страны.

Интервью Франсуа Олланда телеканалу France 2 ждали давно. По данным социологических опросов, лишь треть французов поддерживает деятельность президента, который год назад победил Николя Саркози с перевесом в 3% (за него проголосовали 51,64% избирателей) между тем утрата доверия президентом вызвана, в первую очередь, его неспособностью воплотить в жизнь собственные реформы.

Гвоздём предвыборной программы Олланда был 75% налог для лиц, чей доход составляет более 1 миллиона евро в год. Хотя этот налог и заставил часть богатых французов, в том числе, Жерара Депардье, задуматься об эмиграции, он так и не был одобрен Конституционным советом. В своей сегодняшней речи Олланд фактически признал провал реформы, хотя и пообещал зайти с другой стороны. Теперь, по его словам, 75% налог будет  взиматься с предприятий, которые выплачивают высокую зарплату. Целесообразность такой меры вызывает вопросы уже сейчас: поскольку закон будет касаться, в первую очередь, топ-менеджеров крупных компаний и банков, есть все основания полагать, что сверхвысокие гонорары будут выплачиваться и дальше, но не напрямую, а через систему премий. Поэтому иначе как половинчатой новую инициативу Олланда не назовёшь.

Главным приоритетом президента, по его словам, является создание новых рабочих мест. Оно и понятно: безработица в Пятой республике недавно обновила десятилетний рекорд и достигла уровня 1997 года, а регулярные демонстрации против неё достигают такого размаха, что рядом с ними состязания в численности между сторонниками и противниками однополых браков кажутся детскими играми. Олланд обещает до конца года остановить рост безработицы, параллельно стимулируя рост национального производства. "Когда рост нулевой, новых рабочих мест не появится", — резюмировал президент, признав, что заложенного в бюджет 3% дефицита для стимулирования этого роста не хватит.

Когда речь зашла о пенсионной реформе, президент старался говорить как можно более обтекаемо, подтвердив, что те, кто 40 и более лет делал отчисления в пенсионный фонд, получат право уйти на пенсию в 60 лет. Очевидно, что рост пенсионного возраста, либо сокращение размера пенсии, стоившие постов столь многим европейским политикам, становится неизбежной мерой, прямо противоречащей программе Социалистической партии, от которой избирался Олланд. Впрочем, сам он не видит тут никакого противоречия. "Я больше не президент-социалист, я президент всех французов", — заявил он в интервью.

Чего не коснётся сокращение бюджета, так это оборонного комплекса: президент пообещал ежегодно выделять на оборонные расходы по 30 миллиардов евро до 2019 года. Война в Мали, которой недовольны многие французы, и которой явно гордится Олланд, по его мнению, наглядно продемонстрировала, что Франции и дальше необходимо самостоятельно отстаивать свои интересы на мировой арене.

Отдельным пунктом Олланд коснулся сирийской проблемы. Он напомнил, что правительство Франции признало сирийскую оппозицию единственным легитимным представителем сирийского народа, и выразил уверенность, что Франция будет поставлять повстанцам оружие, даже если этого не станут делать другие страны Евросоюза. При этом французский президент не преминул обвинить Россию в поставках оружия Башару Асаду в нарушение эмбарго. Российская сторона регулярно отвергает подобные обвинения, заявляя, что лишь выполняет контракты, заключённые ещё в советское время.

В целом выступление Олланда было встречено французами прохладно: 60% зрителей заявили, что они недовольны президентскими объяснениями. По всей видимости, "маленькая победоносная война" в Мали так и не смогла отвлечь граждан от внутренних проблем. Судя по отсутствию прогресса в борьбе с безработицей и пенсионным дефицитом, можно констатировать, что Олланд по-прежнему остаётся самым непопулярным французским президентом за всю историю Пятой республики. А его предвыборные обещания так и остались обещаниями.