Фестиваль "Новый европейский театр" (NET) продолжает показывать на столичных сценах лучшие европейские спектакли. "Поздние соседи" – это постановка латышского режиссера Алвиса Херманиса с актерами мюнхенского театра "Каммершпиле".
На фестивале NET показали "Поздних соседей" – спектакль прославленного латыша, лауреата высших театральных премий Алвиса Херманиса. На сцене мюнхенского "Каммершпиле" Херманис поставил два рассказа Исаака Башевиса-Зингера, известного еврейского прозаика, обладателя Нобелевской премии. Это история об одиноких стариках, которые преодолевают свою немощь и старость во имя жизни и любви.
"С одной стороны, это очень европейское искусство – огромная постановочная культура, огромное внимание к каждой детали, к каждому маленькому жесту и рисуночку. А с другой стороны, этот европейский режиссер – ужасный гуманист", – считает театральный критик Марина Тимашева.
Человек у Херманиса окружен предметами быта. Запертый в своей комнате богач Гарри Бендинер разменял восьмой десяток. Он не ходит в гости, и его никто не навещает. Телевизор – единственное развлечение. Но однажды раздается звонок, и на пороге появляется соседка Этель – странное существо без возраста, но с кошачьей пластикой и внешностью клоунессы. Она меняет жизнь Гарри, заставляет действовать. Старик ищет пепельницу, но находит совок для мусора. Персонажи трагикомичны. Радость и боль – все в одном флаконе.
"Можно быть счастливым и грустным одновременно. И внутри у каждого есть эти две стороны. Наверное, в глубине души герои очень несчастливы. Но никто из нас этого не показывает. Ведь каждый человек представляет себя более благополучно, чем есть на самом деле", – говорит Барбара Нюсе, актриса театра "Каммершпиле".
Абрисы ролей вырисовываются в этюдах и импровизациях. Режиссер лишь мягко направляет актеров в нужное русло. Почерк Алвиса Херманиса далек от жесткой постановочной режиссуры.
"Достаточно будет сказать о первой репетиции. Мы знали текст и своих персонажей. Прошли на репетиции весь рассказ, импровизируя в течение четырех часов. Потом найденные детали укрупнялись. Так создавался этот спектакль", – рассказывает Андре Юнг, актер театра "Каммершпиле".
Херманис ничего не навязывает и не диктует. По стилю его театр напоминает фильмы братьев Коэнов. И философская проза Зингера здесь приходится как нельзя кстати. Между героями нет прямого общения. Каждый рассказывает о себе в форме повествования. Достоверность вступает в диалог с иронией, а искренность не впадает в сентиментальность. "Каждый спектакль, – признается режиссер, – для меня антропологический феномен". Херманис собирает гербарий, только не из растений, а из человеческих типов. Как и положено коллекционеру, очень любит свои экспонаты.
"Я бы сказала – всюду жизнь. Почему мне лично всегда интересно смотреть Херманиса? Потому что это театр, который ищет повода для утверждения жизни", – объясняет театральный критик Ольга Галахова.
А человечный театр, как оказывается, сегодня – большая редкость.




















































































