Тема:

Пожар в центре Грабаря 13 лет назад

Третий этаж Центра имени Грабаря выгорел полностью

Но уже через несколько минут становится ясно - пожар намного серьёзнее. Огнём охвачено две тысячи квадратных метров.
Свыше 1000 предметов находилось на хранении в мастерских имени Грабаря. Коллекция самого Центра насчитывала еще 400 единиц. Первичный осмотр показал, что они существенно не пострадали от пожара.

Свыше 1000 предметов находилось на хранении в мастерских имени Грабаря. Коллекция самого Центра насчитывала еще 400 единиц. Первичный осмотр показал, что они существенно не пострадали от пожара. Спасли картины толстые стены хранилища. На месте ЧП находится корреспондент радио "Вести ФМ" Анна Семкина, она на прямой связи со студией.

"Вести ФМ": Анна, здравствуйте, что сейчас происходит у вас?

Семкина: Здравствуйте. Сейчас пока ничего не происходит. Все сотрудники Центра Грабаря по-прежнему на улице, но часть из них буквально час назад запустили внутрь ненадолго, чтобы они смогли осмотреть хранилище. По последней информации, хранилище действительно не пострадало, оно по-прежнему герметично. Это показал первичный осмотр, но более тщательное обследование пока не проводилось - об этом сообщила пресс-секретарь Министерства культуры Наталья Уварова. И пока в здание никого не пускают.

Очевидно, по-прежнему есть угроза обрушения, потому что о том, что пожар был сильнейшим, можно судить даже внешне. Весь третий этаж, где, собственно, находились реставрационные столы с иконами и картинами, выгорел полностью. Я вижу, сквозь оставшиеся балки можно спокойно рассмотреть соседнее здание. В частности, на просвет видно здание Следственного комитета при прокуратуре России, то есть этажа практически нет. Сохраняется по-прежнему сильнейший запах гари. И те, кто находятся у входа в здание, в респираторах.

Здесь же стоят и частные владельцы картин и икон, которые отдали свое имущество на реставрацию. Они надеются узнать о судьбе своих раритетов. И вот один из коллекционеров посетовал, что не застраховал свою картину, сказал, что не думал, что такая безалаберность со стороны реставраторов возможна. Сказал, что отдавал картину и думал, что Центр Грабаря – это по надежности то же самое, что Третьяковская галерея.

Сейчас оперативный штаб расположился по соседству, в музее Жуковского. Комиссия Министерства культуры и следователи ждут, когда им позволят войти внутрь, но, по последней информации, произойдет это не ранее, чем через час. И после этого из здания планируется выносить картины на улицу, здесь их будут осматривать эксперты и погружать в грузовики. У входа уже припарковались два грузовика "Арт-курьера", очевидно, на них будут перевозить вынесенные ценности.

"Вести ФМ": Анна, насколько я понимаю, оценить ущерб пока невозможно, потому что не найдена опись имущества. Неизвестно, возможно, какие-то файлы удалось спасти?

Семкина: Вы знаете, пока неизвестно. Сотрудники самого Центра не говорят, что им удалось вынести или спасти. Я видела некоторое время назад, как женщины вынесли пару картин. Что это за картины, отказались назвать. Больше никаких документов визуально я не видела, чтобы что-то проносили. По-прежнему все-таки для тщательного осмотра сотрудников туда внутрь не пускают, и им дадут там поработать какое-то время спустя, когда все-таки опасность минует и возгораний и обрушения больше не будет.

"Вести ФМ": Анна, ну и есть информация о том, что здание нуждается в полной реконструкции. Оно действительно настолько серьезно пострадало?

Семкина: Третьего этажа, где находился сам реставрационный центр, практически нет, то есть остались какие-то конструкции… То есть стекла выбиты, рамы сохранились более-менее, но внутри практически ничего нет, то есть все, что было там деревянное, выгорело. Что касается оставшихся двух этажей, которые внизу, они визуально не очень пострадали, стекла целы, следов гари на них нет, не видно, что они горели, визуально незаметно. Только пострадал третий этаж и крыша, вот их практически нет. Все остальное в целом смотрится обычно, что там внутри – пока неизвестно.