Юбилей Чехова собрал в Москве лучших драматургов и режиссёров со всего света

В преддверии 150-летия со дня рождения Чехова сегодня в столице проходит конференция "Слово о Чехове". Сама дата будет отмечаться 29 января, но всю эту неделю в Москве проходит театральный фестиваль "Дни Чехова в Москве". А сегодня в Доме Пашкова собрались режиссеры, драматурги и актеры из 30 стран.

В преддверии 150-летия со дня рождения Чехова сегодня в столице проходит конференция "Слово о Чехове". Сама юбилейная дата будет отмечаться 29 января, но всю эту неделю в Москве проходит театральный фестиваль "Дни Чехова в Москве". А сегодня в Доме Пашкова собрались режиссеры, драматурги и актеры из 30 стран. Среди них известные театральные режиссеры - немец Петер Штайн и британец Деклан Доннеллан. На конференции присутствует и театральный обозреватель радио "Вести ФМ" Григорий Заславский.

О Чехове сегодня было сказано много интересных слов. Алла Демидова, выдающаяся актриса, выступая, заметила, что, наверное, здорово то, что эта конференция проходит в том самом доме, с крыши которого Воланд и его свита прощается с Москвой. В этом есть какая-то замечательная иррациональность.
В зале Дома Пашкова все стулья забраны в такие белые чехлы - чеховские чехлы, которыми у нас очень часто воспринимаются какими-то классическими трактовками чеховской драматургии. И интересно то, что выступая друг за другом, театральные деятели разных стран вступают иногда в довольно-таки острую дискуссию. И не обязательно разных стран, хотя, например, одним из самых интересных выступлений было, действительно, выступление немца Петера Штайна, который сравнил Чехова с Шекспиром, заметив, что Шекспир никогда не писал о современниках. И Чехов, наверное, первый демократический драматург, демократ-драматург, у которого в пьесах действуют просто люди, очень много людей. Именно с ним связано учение Станиславского о конфликте, которое, собственно, и перевернуло наше представление о театре XX века. И он - самый болезненный драматург. Все знают, что Чехов умер в 44 года от туберкулеза. Он необходим самому Штайну для поправления здоровья и необходим вообще для нашего здоровья. Именно потому, наверное, что в его драматургии присутствует такой моральный импульс. А Андрей Кончаловский, режиссер и кинорежиссер, недавно поставивший "Дядю Ваню" в театре Моссовета, спектакль, который показывают в эти чеховские дни в рамках такого небольшого международного театрального фестиваля имени Чехова, сказал, что, наоборот, очень хорошо, что мы знаем и о том, что Чехов был болен туберкулезом. Хотя до него Михаил Швыдкой, театральный критик и не только, экс-министр культуры, сказал, что, по-моему, это ужасно, что сейчас, в преддверии вот этих вот самых юбилейных дней, мы начинаем слишком много узнавать о стафилококках и всех подробностях чеховского заболевания. И Кончаловский сказал, что он в какой-то момент захотел подражать Чехову, потому что Чехов был по-настоящему свободным человеком и никогда не был ни в какой партии, в то время, как против Чехова дружили со всех сторон - и справа и слева, он был европейцем. И самым большим, наверное, европейцем русской литературы, а самое главное, что Чехов первым осмелился сказать – "я не знаю!". В его повести "Дуэль" герой говорит: "Никто не знает настоящей правды". И нужно было обладать невероятным мужеством, чтобы это сказать.

Очень интересно выступал Кама Гинкас - замечательный режиссер, который заметил, что в преддверии этих самых чеховских дней ему приходилось давать очень много интервью, иногда перебегая с интервью о Чехове к интервью о холокосте. И он заметил, что в том и в другом есть нечто общее: и то и другое стремится стать общим местом. И вот в этих тревожные юбилейные дни нужно бояться превратить и Чехова, и Холокост, и другие серьезные вещи в муляжи. И сказал еще и о том, что мы знаем все о том, что Чехов был болен туберкулезом, но у него была еще одна страшная болезнь - это аллергия. Аллергия на пошлость. При том, что без пошлости никакой жизни быть не может, и сам Чехов, хотя и не любил Ибсена, не любил его именно за то, что у этого драматурга, говорил Чехов, не хватает пошлости. Пошлость, как гниение - дает возможность для самого течения жизни.

Но это просто невероятно интересно слушать, когда великие люди, немецкие, французские, итальянские, русские режиссеры, драматурги выходят один за другим и говорят о Чехове, не боясь начать свое выступление со слов: "Я не знаю, что сказать". И вот этот случай, когда президент или премьер-министр, если выйдет и скажет, начнет так свое выступление, все удивятся. А когда режиссеры выходят так и начинают говорить о Чехове именно этими словами, это вызывает какое-то доверие к этим людям.

Читайте также по теме:

К 150-летию Чехова открывается Международный театральный фестиваль