Со дня аварии подлодки К-19 прошло 50 лет

Сегодня исполняется 50 лет со дня первой в истории аварии на советской атомной подлодке. К-19 участвовала в учениях в Северной Атлантике. Внезапно отключилась система охлаждения реактора. Морякам удалось предотвратить его взрыв, который мог привести к экологической катастрофе.

Сегодня исполняется 50 лет со дня первой в истории аварии на советской атомной подлодке. К-19 участвовала в учениях в Северной Атлантике. Внезапно отключилась система охлаждения реактора. Морякам удалось предотвратить его взрыв, который мог привести к экологической катастрофе.

В 1961 году Виктор Стрелец проходит на первой атомной подлодке срочную службу. Должность – электрик носовых отсеков.

- Мне тогда было 20 лет! – вспоминает Виктор Стрелец.
- Вы тогда себе представляли, что будете в 2011 году вспоминать об этом?
- Нет, конечно. Никто об этом на перспективу не думает.

Теперь это уже известная история о трагическом походе пионера атомного подводного флота. Его построили в противовес "Джорджу Вашингтону" – американской атомной подлодке. Еще не придуман подводный запуск ядерных ракет, еще в лодке нет резервного контура охлаждения реактора. Его подобие построили во время аварии на К-19 матросы реакторного отсека, зная, что погибнут от облучения. Но реактор нагревался, и атомная лодка, всплывшая в Датском проливе, с каждой минутой все больше становилась атомной бомбой. В 1961 году взрыв такой субмарины могли расценить как начало ядерной войны. Но благодаря героизму экипажа этого не случилось. Мало того, что история правдива, так еще и сюжет захватывающий, который понравился продюсерам в Голливуде.

"Тогда окончательно заглушили реактор. Но ребята были уже переоблученные, как в американском фильме показано... Единственное, трусости никакой не было!" – говорит Виктор Стрелец.

Подводники утверждали: не пили матросы водку, не было бунта на корабле, не было и мысли о сигнале помощи американцам, да и обледенели антенны – связи не было. А для съемок режиссер Кэтрин Бигелоу использовала списанную К-77. Но до этого актеры и режиссер встречались с экипажем К-19. Обсуждали первый вариант сценария.

"Мы сказали: мы посмотрели ваш сценарий, никакого сравнения. Более того, мы спросили: у вас в Америке берут таких дебилов в подводники? Нет! А почему вы считаете, что в Советском Союзе такие были? И Хариссон Форд сказал: если не измените, я сниматься не буду! Сделайте так, как они просят! Я верю им", – рассказывает Виктор Стрелец.

Переделки приняли, но фильм был снят все равно с расчетом на массового потребителя. Одно было похоже – симптомы сильного облучения. 10 июля в Москве стали умирать реакторщики. Невольно герои вносили вклад и в медицину, ведь врачебного опыта работы со столь массовым облучением разными дозами до Чернобыля не было.

Основное место захоронения членов экипажа К-19 – Кузьминское кладбище, где сегодня поминают героев их товарищи. Авария на К-19 была засекречена. Лишь в 1991 году прошла первая большая встреча и первая поминальная служба за упокой душ моряков. К-19 после аварии была дезактивирована и модернизирована. И еще много лет ходила в походы.

"Она стала другой: ей заменили реакторный отсек, ракетный комплекс", – говорит Юрий Бекетов, в 1967 -1969 годах командир подлодки К-19.

В 1967 году К-19 носила звание лучшей подводной лодки ВМФ. Но в 1969 она столкнулась с американской подлодкой типа Gato. Чудом удалось всплыть. В 1972 году произошел сильный пожар в отсеках: 28 человек погибли. Позже гроза морей была переделана в лодку связи. А в 2003 году в присутствии тех, кто когда-либо на ней служил, она была утилизирована. Впрочем, несмотря на столь сложную судьбу, К-19 – самая известная советская атомная подводная лодка. Ее экипаж знают немногие, но героизм подводников К-19 признан везде.