Заложники трассы М-53: количество застрявших большегрузов увеличивается

Третьи сутки водители вынуждены простаивать из-за неудачного ремонта дороги
На красноярском участке трассы М-53 Новисибирск - Иркутск с каждым часом накаляется обстановка. Пробка из машин достигла невероятных размеров. Причиной всему - ремонт дороги, который, как это часто бывает, затеяли в канун зимы.

На красноярском участке трассы М-53 Новисибирск - Иркутск с каждым часом накаляется обстановка. Пробка из машин достигла невероятных размеров. Причиной всему - ремонт дороги, который, как это часто бывает, затеяли в канун зимы. О том, почему наши дороги имеют такое качество, и что будет, если федеральные трассы станут платными, выясняла корреспондент радио "Вести ФМ" Мария Шпилёва.

Водители фур и большегрузов, решившие проехать по федеральной дороге М-53, оказались буквально у нее в заложниках. Всего 250 метров, недалеко от поселка Нижний Ингаш, стали настоящим препятствием: дорожное полотно разрушилось и просело. В итоге там собралась пробка в шесть километров. На этом небольшом участке и раньше случались провалы. И по плану дорожники к середине сентября должны были провести там ремонт. Но осенью работы только начались, а погода испортилась. И посреди федеральной трассы появилось грязевое болото. По словам замначальника управления "БайкалУпрАвтодор" Дениса Юминова, ремонт затянули из-за проволочек с документами и федеральным финансированием:

"При выполнении операций, предусмотренных определенной документацией, значит, это именно уширение земляного полотна и ухудшения погодных условий, произошло разрушение участка земляного полотна, протяженностью порядка двухсот пятидесяти метров".

Чтобы хоть как-то исправить оплошность, дорожники засыпают провал скальной породой. Но вокруг дороги болотистая местность. И грунт постоянно уходит под землю. Теперь исправить ситуацию могут только морозы - земля схватится. И хотя ситуация под Красноярском беспрецедентна, председатель думского Комитета по транспорту Сергей Шишкарев уверен - провал на федеральной трассе оставят на совести природы:

"Во главе угла - это нарушение технологии. Бесхозяйственность элементарная. Кстати, если бы в этом случае была какая-то мощная, сильная компания, которая бы пострадала, которая умеет, знает и имеет юридический опыт того, чтобы отстоять свои интересы. Ну, а в данном случае - автомобилисты, дальнобойщики. Это не сила, это же так - мелкий, незаметный класс, который не может сам организоваться и выставить претензии за простой".

Известно, что проект на ремонт участка М-53 с 1127 по 1133 километр - ровно на нем растянулась пробка - разрабатывали еще в 2000 году. Но тогда работы так и не начались. Планы и схемы устарели. Вернулись к ним только в 2006. Тогда на геологические изыскания и подготовку документов заложили полтора миллиона рублей. И в теории начать реконструкцию могли еще весной 2008. Но история повторилась. Сергей Шишкарев уверен, проект есть проект. Но на деле сроки всегда переносят. И не один раз.

"Затяжки у нас, как всегда, связаны с разгильдяйством. Связаны с неправильным планированием, в том числе и финансовым, когда деньги в Минфин на строительство или на реализацию того или иного инвестиционного или государственного объекта приходят во второй половине года", - говорит Шишкарев.

Кроме этого, говорит депутат, на дорожное строительство идут бюджетные деньги. А среди тех, через чьи руки они проходят, есть много желающих использовать их не по назначению. Затягивают процесс и откаты. Компании платят за получение госзаказа. Причем конкурс проводят не один раз: и когда для работ нужен проект, и на проведение самих работ.

Ну, а в тот же день, когда началось безобразие под Красноярском, замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач предложил сделать большую часть новых федеральных дорог платными. Причем бесплатных дублеров у них может и не быть. По его мнению, так в бюджете появится новая статья доходов. Эти деньги и планируется тратить на дорожное строительство - как это происходит, показала нынешняя сибирская история. В своих раскладках Клепач сослался на зарубежный опыт. Научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин заявил - на российских трассах его применить не получится:

"Ссылка Клепача на китайский опыт - ну, у меня просто руки опускаются. Китайский опыт платности простых дорог китайцами же забракован. Опыт платности на суперхайвеях, вот как в Италии, во Франции - таких дорог в России мы еще двадцать лет не построим. И платные дороги мне нравятся, и бесплатные нравятся - глупые начальники не нравятся. Ну, вы представляете, что он говорит. Вот что он федеральные дороги переведет в разряд суперхайвеев? Или будет на наших двухполосках деньги собирать? Вообще технически он представляет себе, как это сделать?"

Директор адвокатского бюро Максим Смаль менее эмоционально комментирует предложение о платных дорогах. Чтобы осуществить его на практике, его сначала должна одобрить Госдума. А оно явно противоречит закону. И нарушает права автомобилистов.

"Такая инициатива нарушает все права обычных граждан, которые платят налоги, в том числе и дорожный налог, который, как мы предполагаем, хотя бы частично идет на реконструкцию и строительство дорог. Что позволит нам беспрепятственно передвигаться от одного пункта к другому", - поясняет Смаль.

Эксперты отмечают, что случаев подобных красноярскому, происходят не часто. Но это отнюдь не потому, что проблем в этой отрасли немного. А потому, что трасс в России строят очень мало. Так, в прошлом году у нас построили меньше двух тысяч километров дорог.