Президент посетил святые места и расставил ближневосточные акценты

Православные отмечают Крещение. Праздник этот – в память о евангельских событиях, когда Иисус крестился в Иордане. На том самом месте – у источника святого Иоанна Крестителя – побывал Дмитрий Медведев. Президент провел переговоры с королем Иордании Абдаллой II.

Православные отмечают Крещение. Праздник этот – в память о евангельских событиях, когда Иисус крестился в Иордане. На том самом месте – у источника святого Иоанна Крестителя – побывал Дмитрий Медведев. Российский президент – с двухдневным визитом на Ближнем Востоке. Он провел переговоры с королем Иордании Абдаллой II. Речь шла о решении палестино-израильского конфликта (заявление Москвы уже цитирует мировая пресса) и о двусторонних отношениях. Подписано, например, соглашение о совместной разведке нефтегазовых месторождений в Иордании.

Святые для христиан места – источник Иоанна Предтечи и Вади-Харар, приток Иордана, где по преданию последний пророк окрестил Христа, находятся на территории страны мусульманской Иордании. От этого впрочем – никаких противоречий.

Ежегодно в религиозно-археологический заповедник (так эта территория называется на языке официальном) приезжают тысячи паломников. Посещение святынь стало последним пунктом визита Дмитрия Медведева в Иорданию.

Президент осмотрел развалины древней церкви, воздвигнутой на месте Крещения (две тысячи лет назад здесь была река) и спустился к действующему руслу, где окунулся в воды Иордана.

Через какие-то десятки метров – западный берег реки Иордан, который традиционно упоминается в связи с ближневосточной проблемой, решению которой, по сути, был посвящен весь визит президента на Ближний Восток. В Палестинской автономии Медведев заявил: Россия поддерживает право палестинцев на создание своего независимого государства.

"Означает ли это, что Россия уже признает эту независимость?" – попросили уточнить журналисты.

"Россия имеет уже, по сути, дипломатические отношения с Палестиной, – отметил российский президент. – У нас есть представительства. У нас есть представитель, который наше государство представляет в отношении. У нас есть самые разнообразные, очень такие многоаспектные отношения с Палестиной. Мы встречаемся с руководством Палестинской автономии на высшем уровне. Поэтому собственно все это в комплексе и означает наше отношение к Палестине, как к просубъектному образованию. Вот. Но это, тем не менее, не отменяет того, что Палестине еще предстоит пройти остаток пути, связанного с созданием самостоятельного независимого государства. Скажем так, Палестина сейчас находится на пути этого создания. После известных решений ООН и до сей поры Палестина проходит свой очень тяжелый, крайне драматический путь".

Россия настаивает на активизации диалога, но не тянет все на себя – поиск компромисса возможен, считают в Москве, в рамках ближневосточного квартета переговорщиков, куда кроме России входят США, ЕС и ООН. Но действовать надо решительнее.

"Мне кажется, лучше нас не делить там внутри этого квартета, иначе все начнут надуваться и говорить о том, что вот "россияне какой-то свой путь избрали", мы хотим все вместе работать, – сказал Дмитрий Медведев. – Мы, в принципе, готовы идти так далеко, как будет готово идти в целом мировое сообщество в поддержке усилий палестинцев на уровне ООН. Очевидно, что если человечество в широком смысле этого слова эту проблему за ближайшие годы не решит, она может быть таким катализатором крайне опасных тенденций на Ближнем Востоке. Поэтому это задача номер один, может быть, на ближайшее время".

Иордания полностью разделяет позицию России. Очередное тому подтверждение – сегодняшние переговоры Дмитрия Медведева с королем Абдаллой II.

Трескучие мелодии волынки в оркестре иорданского короля – отголоски британского владычества. В остальном почетный караул – в исконно национальных облачениях и амуниции, таких и в таком количестве, что идеальной формы в одиночку не добиться. При этом дисциплина превыше всего. Церемония встречи случайно совпала с полуденным намазом – солдаты в итоге молились прямо в строю.

Но все же самые приближенные к королю иорданцы – это потомки тех, кто едва не стал подданными российской короны. В личной гвардии Абдаллы II – только черкесы. Их прадеды-горцы в XIX веке оставили Северный Кавказ, но сохранили характер. Черкесов иорданские монархи всегда ценили за исключительную преданность и честность.

Проверенные временем, открытые отношения Иордании и России – сегодня на новом этапе. Полное взаимопонимание в политике должны дополнить экономические проекты. Впрочем, контакты Москвы и Аммана – это всегда больше чем разговор двух сторон: диалог со всем арабским миром.

Поддержка палестинцев в создании независимого государства в границах 1967 года: эта география подразумевает право палестинцев, в том числе на Восточный Иерусалим.

Самая первая, древнейшая карта Святой земли (VI век нашей эры): древняя карта и в наши дни – источник бесценной информации для археологов. К примеру, в прошлом году с ее помощью нашли и раскопали главную магистраль Иерусалима – такой, какой она была полторы тысячи лет назад. Но вот чем Мадабская карта точно не является – так это картой политической. Неизвестный византийский автор названий и границ государств на нее просто не наносил.

Сейчас позиции Израиля и Палестины кажутся непримиримыми. Переговоры, по сути, заблокированы. И, в первую очередь, из строительства еврейских поселений на территориях, которые палестинцы считают своими.

"Если говорить о перспективе какого-либо рода давления санкционного на Израиль – я думаю, что это нереалистично ввиду позиции отдельных постоянных членов Совета безопасности, – говорит Дмитрий Медведев. – Вы сами понимаете, о ком я говорю. Но, тем не менее, нужно обязательно продолжить поиск компромиссов. И обязательно выйти на решение этой проблемы. Потому что поселенческая проблема блокирует все. И наши израильские друзья это должны понимать".

Впрочем, даже в таких непростых условиях диалог, уверен Дмитрий Медведев, нужно продолжать. Свои предложения Россия представит на ближайшей конференции квартета по ближневосточному урегулированию, которая состоится в Мюнхене.