"Иллюзионист" - один из главных мультфильмов уходящего года; он выдерживает конкуренцию даже с такими нашумевшими голливудскими проектами, как "Мегамозг", "Рапунцель" или "История игрушек 3", хотя проект – европейский и, в сравнении с американской анимацией, малобюджетный. Интересно и то, что за годы, прошедшие с момента премьеры предыдущего мультфильма автора "Иллюзиониста" Сильвена Шоме, нашумевшего абсурдистского бурлеска "Трио из Бельвилля", его пытались привлекать к работе над голливудским проектом, но потом разругались с ним вдрызг, и Шоме вернулся в Эдинбург, где ныне живет и работает этот изобретательный француз. Там и был завершен "Иллюзионист". Сегодня этот мультфильм, мировая премьера которого состоялась почти год назад на Берлинале, уже получил приз Европейской киноакадемии как лучший анимационный полный метр 2010 года, а также номинацию на "Золотой глобус". Но дело, разумеется, не в призах, а в собственных – бесспорных – достоинствах этого зрелища.
Стареющий артист мюзик-холла в условных 1950-х годах покидает сцену – не по собственному желанию, а вынуждено: популярные рок-н-ролльные группы вытеснили его, и приходится покидать столицы во имя провинции. Из Парижа – сперва в Лондон, а потом в шотландскую глубинку, в захолустье, куда даже электричество еще не провели. Там его немудрящие фокусы пользуются неизменным спросом – не только у провинциальных пьяниц, но и у девочки-поломойки по имени Алиса. По ее мнению, фокусник – настоящий волшебник, и она следует за ним, загипнотизированная неведомыми чудесами; он пытается соответствовать. Потом пара попадает в Эдинбург, где и разворачивается основное действие. В сценарии был не Эдинбург – вторая родина парижанина Шоме, - а Прага; менять пришлось многое, но основа осталась. А основа – исключительная. Оригинальный сценарий написан гениальным комиком и комедиографом Жаком Тати из рода русских аристократов Татищевых (кстати, ту же благородную фамилию носит герой картины, срисованный с Тати). Дочь Тати отдала нереализованный сценарий Шоме, потому что мечтала увидеть его на экране, но не желала отдавать роль отца никакому актеру. Потом она умерла, а фильм родился.
Исключительная верность Шоме – незаурядного художника и автора многих комиксов – принципам рукотворной рисованной анимации поражает и трогает, особенно нас, привыкших к советским мультфильмам. Но главное в фильме – отнюдь не ностальгическая атмосфера, и не гигантское количество очаровательных деталей, и не магический пейзаж старинного шотландского города. Главное – глубокое и серьезное исследование темы бытового волшебства, нужда в котором заставляет людей совершать самые бессмысленные и прекрасные поступки. Картина об иллюзиях и их развенчании, "Иллюзионист" - не только шедевр анимации, но и горькое размышление, которое заставит задуматься взрослых, не оставив равнодушными даже детей. Язык этого фильма поймет каждый – поскольку фильм бессловесный: только музыка, жесты, образы и невидимая магия, которую так не хочется считать тривиальной ловкостью рук.
"Кино" с Антоном Долиным на радио "Вести ФМ"











































































