Маленькая Элиза стала заложницей законов и родительской любви

Элизу похитили в городе Арль на глазах у родного отца
Французская полиция не спешит утверждать, что Ирина с дочерью находятся в России
Французская полиция не спешит утверждать, что Ирина с дочерью находятся в России
Французская полиция не спешит утверждать, что Ирина с дочерью находятся в России
Французская полиция не спешит утверждать, что Ирина с дочерью находятся в России
Элизу похитили в городе Арль на глазах у родного отца
Французская полиция не спешит утверждать, что Ирина с дочерью находятся в России
Французская полиция не спешит утверждать, что Ирина с дочерью находятся в России
Французская полиция не спешит утверждать, что Ирина с дочерью находятся в России
Французская полиция не спешит утверждать, что Ирина с дочерью находятся в России
Судьба Элизы Андре-Беленькой остаётся неизвестной уже четвёртые сутки. Девочку с российско-французским гражданством похитили в городе Арль на глазах у родного отца. Накануне появилось сообщение, что ребенок может находиться на территории России. Однако подтверждения этой информации до сих пор нет.

Судьба трехлетней Элизы Андре-Беленькой остаётся неизвестной уже четвёртые сутки. Девочку с двойным российско-французским гражданством похитили в городе Арль на глазах у родного отца. Накануне появилось сообщение, что ребенок может находиться на территории России. Однако подтверждения этой информации до сих пор нет.

Остросюжетная история похищения трехлетней девочки Элизы во Франции превращается в настоящий сценарий для драматической киноленты. К поискам подключился Интерпол. Фотографии и данные ребенка Международная организация уголовной полиции распространила среди 187 стран. Полицейские подразделения, в том числе и в России, получили так называемое "желтое" оповещение. Оно используется при розыске пропавших людей.

"К нам поступила информация, что некие лица могли вылететь из Швейцарии в Москву с чужими паспортами. На данный момент официального подтверждения этой информации мы не имеем", – говорит Татьяна Трунаева, пресс-секретарь российского бюро Интерпола.

О том, что в этой истории присутствует российский след во всю заявляет отец малышки, который во время похищения якобы разглядел в женщине, уводившей ребенка, свою бывшую российскую жену.

Француз Жан-Мишель Андре и россиянка Ирина Беленькая сейчас в разводе. Их брак дал трещину ещё в самом начале семейных отношений. Супруги расстались, прожив вместе всего несколько лет. Но на свет появился ребенок.

В ноябре 2005 года в Москве родилась Элиза Андре-Беленькая – так звучит полное имя девочки, оказавшейся сейчас между двух родителей. Она имеет двойную фамилию (от отца и матери) и два гражданства – российское и французское. И за ее трехлетнюю жизнь это уже третье такое приключение с элементами похищения. В 2007 году, после того, как завершилась процедура развода, из Франции в Россию девочку вывезла мать. После, спустя какое-то время, уже отец крадет ее и увозит обратно во французский город Арль. На этот раз малышку похитили двое неизвестных, когда отец забирал ее из детского сада.

"Я уверен, что это были они. Она должна сдаться полиции. Я не движим местью, но она украла мою дочь", – возмущается Жан-Мишель Андре.

Пока никаких данных о местонахождении трехлетней Элизы нет. Тем не менее, не исключено, что девочка уже в России. Данные приходят противоречивые.

Один за другим появляются ложные следы. Сведения о том, что Элизу вместе с неизвестной женщиной накануне видели в поезде у швейцарской границы, не подтвердились. Ложной оказалась и информация о том, что похитители якобы вылетели в из Женевы в Москву. Проверка показала, что похожие на них люди к происшествию во Франции не имеют никакого отношения.

Российские правоохранительные органы тем временем ставят вопрос о том, насколько вообще верно в этом случае употреблять слово похищение.

"По российским законам близкие родственники – и отец и мать – не могут являться похитителями", – утверждает Олег Ельников, руководитель пресс-центра МВД России.

Во Франции же продолжается план "похищение-перехват". Фотография девочки не сходит с телеэкрана, о поиске регулярно говорят по радио, информация распространяется даже через дорожные световые табло. При этом отец Элизы убежден, что она уже в России и подумывает над тем, как скоро он сможет приехать, чтобы вновь забрать ребенка во Францию.

"По последней информации, которая у меня есть, моя дочь сейчас в России. Но я должен дождаться подтверждения. Я был бы счастлив услышать, что она жива и здорова. Я знаю, что у меня небольшие шансы получить право посещения, чтобы перевезти ее из России на каникулы", – говорит Жан-Мишель Андре.

Между тем, это далеко не первый семейный скандал между россиянами и французами. Известны истории и с похищениями детей, и просто с долгими разбирательствами и доказательством прав на ребенка. Все дело в том, что семейное законодательство в России и Франции существенно различается. И маленькая Элиза Андре-Беленькая – одна из тех, кто просто оказался заложником этой ситуации. В законодательствах двух стран сработал зеркальный принцип. Так, по решению французского суда право на попечение ребенка имеет отец. Мать на территории Франции обвиняют в похищении. А по российским законам, так как Элиза родилась в Москве, она имеет российское гражданство. И российский суд постановил, что попечение закреплено за матерью. Отцу же здесь в России грозит обвинение в похищении.

"Эта коллизия может решиться только после заключения договора между Россией и Францией, такая работа ведется. Все признают, что проблем с каждым годом все больше и больше. Даже не то что с каждым годом, а с каждым днем, потому что браков все больше и больше, когда русские девушки уезжают во Францию, а потом, сталкиваясь с реальными проблемами, либо бегут, либо сталкиваются с криминалом. А нарушение решения французского суда – это преступление. Естественно, теперь маму девочки будут преследовать во Франции, она не сможет въехать и будет отвечать по закону Франции", – объясняет адвокат Павел Астахов.

Развитие ситуации вокруг похищенной во Франции Элизы взяла под контроль российская Общественная палата. Там считают, что если девочка окажется в России, она не должна быть выдана. МВД России обязано лишь уведомить об этом полицию Франции.

"Согласно действующей конституции, статье 61, граждане России не выдаются другому государству. И если девочка обнаружится на территории России, то, соответственно, девочка вместе с мамой будет находиться под защитой российского закона, независимо от того, какое решение было принято во Франции", – заявляет Анатолий Кучерена, председатель Общественной палаты по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов и реформированием судебно-правовой системы.

Из-за такой правовой неопределенности страдают, прежде всего, конечно, дети. И, возможно, эта история – еще один повод на международном уровне срочно что-то менять. Ведь теоретически в таком состоянии постоянных похищений собственными родителями девочка может находиться годами. Пока не достигнет совершеннолетия и сама не определит – с кем ей лучше. С отцом-французом или матерью-россиянкой.