Никита Михалков: я – не пионервожатый, чтобы за руку водить

Избранное руководство Союза кинематографистов России обжаловало в суде отказ Минюста зарегистрировать решения VII съезда этой организации. В Замоскворецкий суд Москвы был подан иск. Однако большинство кинодеятелей считают отказ Минюста несправедливым. Подробнее о ситуации рассказал Никита Михалков.

Избранное руководство Союза кинематографистов России обжаловало в суде отказ Минюста зарегистрировать решения VII съезда этой организации. В Замоскворецкий суд Москвы был подан соответствующий иск. Однако большинство кинодеятелей считают отказ Минюста несправедливым. Подробнее о ситуации в интервью Российскому информационному каналу "Вести" рассказал режиссер, народный артист России Никита Михалков.

- Никита Сергеевич, здравствуйте. Как вы расцениваете действия Союза кинематографистов? И как стала возможной такая ситуация, которую мы наблюдаем с Союзом кинематографистов за последнее время?

- Это такая агрессивная юридическая безграмотность, я бы сказал. И такая самонадеянность абсолютная. Потому что за две недели до съезда мы увидели документы абсолютно неграмотно оформленные. Вы можете себе представить документ протокола выборов делегатов, где написано в графе "кворум" просто "есть". Вот и все, без цифр, просто "есть". Было совершенно очевидно, что никогда Минюст и регистрация эти документы не примет. О чем был разговор? Ребята, проведите, пожалуйста, еще раз эти совещания, эти собрания, выберете хотя бы тех же, других. У вас есть две недели времени. Выберете, чтобы все было по закону. Сделайте, оформите документы, и все будет хорошо. Нет. Почему "нет", спрашивается? Упрямство, глупость. Почему? Я думаю, может быть, я ошибаюсь, что они боялись, что они и того не соберут. Что-то не собралось. Когда на секцию режиссеров приходит из 450 человек – 160, а голосовали вообще 69. Поэтому все это нелегитимно, незаконно. Их предупреждали. Все время предупреждаем. Их в день съезда предупреждали. Хорошо. Приехали люди, пусть будет хотя бы собрание, чтобы людей не обижать – из тех, кто приехал. Но это не может быть съездом. Не послушали. Сделали. Предупредили – получили. А на что жаловаться?

- Ряд кинокритиков считает, что ситуация вокруг Союза кинематографистов искусственно раздута, объясняя это тем, что за последние годы творческая жизнь в Союзе омертвела. Как бы вы прокомментировали это утверждение?

- Омертвела. Я что – Господь Бог – трупы поднимать? Они-то почему не занимаются этой творческой жизнью? Или я должен водить их за руку? Я же не пионервожатый, чтобы их за руку водить по творческой жизни. Огромная организация, у которой у каждого есть свой творческий интерес. Это, во-первых. А, во-вторых, почему она раздута-то искусственно? Если бы прошло по-человечески, я вообще собирался уходить. Но просто представьте себе – сейчас-то что получается? Что я предлагаю? В чем истерика-то? Если так пошло, если вы не можете это сделать, если вы обвиняете меня, Бог знает в чем, в смертных грехах, по идее, если я виноват, я должен был зарыться в норку и сидеть, и молить Бога, чтобы меня только больше не вытаскивали, и так запозорили. А я предлагаю собрать всех, все пять тысяч. По правилам, по закону должно быть 50% плюс один. А голосование должно быть за руководство Союза – три четверти, это по закону, по общественным организациям. Так я предлагаю: соберите всех и опозорьте меня при всех. Вы чего боитесь? Чего страшного-то? Ведь можно было собрать 6 человек и все бы решить. Я предлагаю собрать всех. И пусть ум и глупость каждого будут видны всем. И пусть люди сами решат: кто прав, кто виноват, кто достоин руководить Союзом, кто недостоин руководить Союзом. Я не держусь за место. Мне себя защищать нечего. Я хочу защитить Союз как единое целое. А вот если придут к власти те люди, которые все время сейчас, как вы видите, так себя ведут и бьются в истерике, ни дня без строчки, они пишут и позорят друг друга и своих коллег, ну, вы и получите то, чего хотите. Но я убежден, что есть огромное большинство людей, которые здраво мыслят и просто не знают ситуации. И я им докажу буквально, с документами, на каждый вопрос они получат ответ. А пусть потом решают. Разве это нечестно?

- Как вы считаете, как скажется на Союзе кинематографистов нынешняя ситуация? Считаете ли возможным его расчленение? Ведь в России была одна киноакадемия, а стало две, равно как и ситуация с национальной кинопремией. И что нужно для того, чтобы на предстоящем съезде выборы главы Союза кинематаграфистов состоялись? Как вам вообще видится дальнейшее развитие ситуации?

- В чем вы видите расчленение кинопремии? Разве я не предлагал оставить "Нику" как премию, а чтобы академия была создана не частными лицами, а организациями, которые создали бы академию российского кино? И простите меня, эта академия создана учредителями такими, как Министерство культуры, Союз кинематографистов России, Первый канал, канал "Россия", Академия наук РФ и "Российская газета". Это что – не уважаемые организации, которые создали академию? Я же предлагал, чтобы "Ника" осталась как премия. Но кому вручать, решат как раз те люди, которые будут избраны этими учредителями. В результате они же не захотели этого. Почему? А потому что важна не премия, а влияние. А влияние господина Гусмана на кино меня меньше устраивает, чем влияние больше сделавших в кинематографе людей, которые являются академиками этой академии. При том, что эти люди, которые голосовали сегодня, скажем, за "Золотого орла", они это не ретрограды. Они наряду с другими картинами, которые, казалось бы, должны были им понравиться больше всего, дают картине новаторской "Золотого орла" – "Дикое поле". Поэтому тут все справедливо. И расчленение академии – это не расчленение, это создание академии. А то, что они не пошли на это, создали свою частную академию – это их проблемы, их может быть тысячи. А что касается кризиса, ну так на сегодняшний день, понимаете, какая штука – в результате-то только потому, что упрямства, злобы и зависти определенной маленькой кучки людей, которые одержали временную победу, затрачено пять миллионов рублей – бездарно, бессмысленно. Все равно придется собирать новый съезд. Все это покрыто патиной и грязью. Так сказать, оскорбления. Сейчас выходят какие-то новые пасквили. И что в результате-то? Они добились своего? Нет. Они своего неправдой не добьются. Потому что ложь криклива, а правда молчалива. И потому что между истиной и ложью не может быть компромисса. Это правда. Это аксиома. Между правдой, истиной и ложью компромисса не будет. И посмотрим, кто в результате-то окажется правым.

- Спасибо, Никита Сергеевич.