С космодрома Плесецк стартовала ракета-носитель "Рокот" с научным спутником GOCE. О научных задачах этого аппарата в эксклюзивном интервью каналу "Вести" рассказал глава постоянного представительства Европейского космического агентства в России Рене Пишель.

На космодроме Плесецк во вторник со второй попытки стартовала ракета-носитель "Рокот" с европейским научным спутником GOCE. Спутник предназначен для исследования Земли в рамках программы "Живая планета". О научных задачах этого аппарата в эксклюзивном интервью каналу "Вести" рассказал глава постоянного представительства Европейского космического агентства в России Рене Пишель.

- Господин Пишель, после того, как спутник окажется на орбите, когда он начнет функционировать, какие задачи он будет выполнять и в каких областях полученные с него данные можно будет использовать?

- Данные от нашего сателлита GOCE предназначены для того, чтобы помочь всем ученым в области улучшения нашей окружающей среды. Он измеряет очень точно гравитацию, а эти данные можно использовать в совершенно разных областях, как в топографии, так и в сейсмографии. Причем эти данные являются источником улучшения уже существующих данных.

- Расскажите, пожалуйста, почему у спутника такая необычная форма?

- Она выбрана не зря. Этот спутник находится на довольно низкой орбите – 260 километров, а на этой высоте уже действуют силы, которые замедляют сателлит. Поэтому выбрана форма даже похожая на самолет. Это помогает ему быстро снизить орбиту, кроме этого еще имеются двигатели, которые используются раз в неделю с тем, чтобы удержать именно высоту 260 километров этой низкой орбиты.

- То есть эта высота орбиты для спутника непривычна?

- Это очень необычная высота. Обычно спутники летают гораздо выше, чтобы не попасть в зону, где они потеряют скорость. И если ничего не делать, они упадут на Землю. А почему так низко? Потому что чем ближе к Земле, тем легче измерять гравитационную силу, поскольку эта сила растет или не растет. Чем ближе, тем ощутимее сигнал от гравитации.

- Ученым уже давно известно, что гравитация на Земле распространяется неравномерно, потому что Земля – это не идеальная сфера. Кто-то из ваших коллег сравнил ее со школьным глобусом, который ученики изрядно помяли. То есть получается, что самые точные данные получить с Земли невозможно, это можно сделать только из космоса?

- Совершенно верно. Точно измерить, конечно, можно и на Земле тоже, но очень и очень накладно. И поэтому спутник – это лучшее решение, чтобы сделать такие же измерения.

- А как можно будет получить данные с этого спутника и кто имеет доступ к ним?

- Наш спутник – это спутник европейский, к данным имеют доступ все ученые. Они просто должны выявить программы, для чего им это нужно. Есть возможность получить эти данные совершенно свободно для научных целей.

- Какие из европейских стран принимали участие в разработке этого проекта?

- Спутник строился итальянской кампанией, но принимали участие многие другие страны Европы, допустим, Германия.

- А в чем заключалось российское участие в проекте?

- В этот раз российское участие состоит именно в ракетоносителе. У нас уже долгое и успешное сотрудничество с Россией. Оно бывает совершенно в разных областях, но в этот раз это именно ракетоноситель.

- А вы рассчитываете сделать действительно грандиозное, серьезное открытие с помощью спутника GOCE?

- Я думаю, что это будет, как это часто бывает в науке, скорее всего, маленькие ступеньки, нежели чем большой шаг. Это будет добавка к нашей мозаике знания.

- В каких областях вы рассчитываете получить самые точные, самые важные и необходимые данные?

- По-моему, это именно в области осциллографии, поскольку мы можем нашим аппаратом как бы смотреть под поверхность моря. Мы можем выявить очень точно формы Земли и даже под водой.

- Одна из проблем, которую будет изучать спутник, это глобальное потепление на Земле. На какие данные и результаты именно в этой области вы рассчитываете?

- Я думаю, что спутник помогает непосредственно в том смысле, что его данные уже войдут в другие анализы, это поможет утвердить гипотезы, которые знали, или опровергнуть. В этом смысле он, конечно, поможет нам лучше понять именно этот вопрос.

- А сколько лет GOCE будет функционировать в космосе? И предполагается ли ему в помощь отправить дополнительно спутники, чтобы создать уже определенную группировку спутников?

- Номинальное продолжение миссии – это 20 месяцев, из них 3 месяца уйдут на калибровку и измерительные сеансы. Это шесть месяцев в год. То есть проводится примерно два длительных сеанса. Как мы знаем, часто наши спутники показывают, что они не в состоянии дольше работать, но это будем потом решать, когда уже действительно достигнем этого момента.

- То есть до GOCE ничего подобного в космосе еще не было?

- Были уже спутники GRACE. Он был запущен раньше и работал менее точно. И у него был другой метод измерения. То, что мы имеем с GOCE, это действительно совершенно новый метод измерения и точность, которая при этом достигается, – это совершенно новое.

- А во сколько оценивается этот проект? Можно ли будет извлекать какую-либо выгоду? Это коммерческое предприятие или все-таки он будет использоваться только в научных целях?

- Этот проект чисто научный, поэтому кроме добавления к нашим знаниям никакой ощутимой пользы мы не имеем. Насчет стоимости проекта, я думаю, что точную цифру не знаю. Это примерно в размере 250 миллионов евро.

- Можно ли все-таки с помощью этих данных, например, предсказывать землетрясение или какие-то стихийные бедствия на Земле?

- Нельзя сказать, что это спутник нам непосредственно помогал в этом смысле. Но в каком-то смысле он помогает нам и с этим.

- Спасибо вам большое.