Тема:

Всё зло от реагентов 15 лет назад

Дорожный коктейль "Зимняя Москва"

Осадков не ожидается
В среду вечером вполне вероятны осадки, а к утру несколько похолодает и появятся условия для гололедицы
В районе площади Тверской заставы на Ленинградском проспекте столкнулось два автомобиля
Способы обработки реагентами дорог Москвы являются современными и безопасными
В борьбе с гололедом коммунальщики травят москвичей. Как минимум портят им одежду и обувь
Осадков не ожидается
В среду вечером вполне вероятны осадки, а к утру несколько похолодает и появятся условия для гололедицы
В районе площади Тверской заставы на Ленинградском проспекте столкнулось два автомобиля
Способы обработки реагентами дорог Москвы являются современными и безопасными
В борьбе с гололедом коммунальщики травят москвичей. Как минимум портят им одежду и обувь
Очистка дорог в зимний период в последние годы становится главной проблемой коммунальных служб во всех российских городах. Где-то со льдом борются с помощью песка, соли и гранитной крошки. А в крупнейших городах страны предпочитают использовать химические реагенты.

Очистка дорог в зимний период в последние годы становится главной проблемой коммунальных служб во всех российских городах. Где-то со льдом борются с помощью песка, соли и гранитной крошки. А в крупнейших городах страны предпочитают использовать химические реагенты. Споры о вреде или же, напротив, пользе реактивов вспыхивают каждый сезон с новой силой.

Некоренная парижанка Лена Ленина родную столицу визитами не жалует. Особенно в зимний период. "Вы представляете себе, это же только обувь раз в неделю приходится менять, это же все платья от кутюр приходят в негодность", – возмущается Елена Ленина.

Сугробы цвета сепии, густая жижа под ногами, коричневый туман, мешающий дышать. Это уже давно не страшное будущее, рожденное болезненной фантазией писателя, а привычное московское настоящее. Зима в "цивилизованном" городе изрядно сдобрена химией.

"Москва – это очень северный город по сравнению с Парижем, Лондоном и Берлином. Здесь, к сожалению, применение реагентов – вопрос жизни и смерти города", – говорит Борис Самойлов, заведующий лабораторией московского региона НИИ охраны природы. Точнее, жизни на грани смерти – рыб, птиц, обуви, одежды, машин, человеческой кожи, легких.

К зимнему сезону Москва подготовилась основательно. 200 тысячи тонн жидких и 82 тысячи тонн твердых реагентов. В сильный снегопад на дороги вываливают и выливают более 9 тысяч тонн химии, так что эти мешки на складе не задерживаются. В этом году право на посол выиграли 4 компании. В соответствии с правилами тендера, каждая партия сертифицируется по 39 пунктам технических требований. В департаменте жилищно-коммунального хозяйства столицы клятвенно заверяют: ХКМ – хлористый кальций модифицированный – абсолютно безвреден. Проверено.

Подобрать ингредиенты для коктейля "Зимняя Москва" не сложно. Снег падает с неба в избытке. Грунт или песок – его тащат на колесах грузовики со строек, машины из области, он вымывается с клумб. Бензин и машинное масло – откуда они берутся, догадаться не сложно. И реагент. Взболтать, но не смешивать. Вот только точную пропорцию, чтоб получилась та самая густая дорожная эмульсия, придется спросить у химиков.

Мы отправляем на анализ килограмм настоящей грязи. В лаборатории ее раскручивают на центрифуге, делают спектральное исследование, в общем, разбирают на элементы. Вывод – если выпить такой талой водицы, убьет на месте. Количество нефтепродуктов превышено в 440 раз, есть золото, уран и даже ядовитый таллий. Один из симптомов отравления им – выпадение волос. Последствие посерьезнее – заболевание нервной системы. Одно радует, токсичный метал представлен в килограмме дорожной субстанции нано-величиной. Зато солей более чем достаточно.

"Кальций, магний в 20 раз превышены, натрий в 13 раз", – уточняет Сергей Кривозерцев, представитель независимой экологической экспертизы.

В 60-е годы прошлого века дороги посыпали песком с солью. Дешевое средство, вот только забитые водостоки чистить было слишком дорого. В 95-м московские власти решили использовать натрий-хлор – техническую соль. После минус 16 градусов она превращалась в лед, но до этого успевала разъесть все, что попадалось на пути, ее пары уничтожали даже электропроводы. В 2001 появились "Биомаг" – хлористый магний – и ХКФ – хлористый кальций, ингибированный фосфатами. Почвы были отравлены анионом магния, а дороги затянуло масляной пленкой. ХКМ – 28-процентный раствор хлористого кальция модифицированного казался идеальным выходом из положения. Не замерзает, удобряет почвы. Но любимая детская забава – снежки, теперь все чаще приводит в кабинет аллерголога. Экземы рук, бронхиальная астма. Еще немного, и придется в стандартный набор аллергенов добавлять дорожную химию.

"У меня был ребенок на приеме, который гулял на улице с родителями, упал в снег, и потом у него отмечалась местная реакция в виде отека Квинке", – рассказывает Анна Геворкян, врач-аллерголог НИИ профилактической педиатрии и восстановительного лечения.

Если ребенка можно хоть как-то укутать, одеть водонепроницаемые варежки, то собаки обречены. Остается уповать только на врожденное чувство опасности у питомца. Поток менее смышленых четвероногих клиентов не иссякает в этой клинике с ноября по март. То лапы ломит, то хвост отваливается.

"К нам обращаются пациенты с дерматитами в области лап, который развивается от контакта кожи лап с реагентами. Как правило, владелец это может сразу заметить, когда его питомец жалобно скулит, поднимает лапки, отказывается идти дальше", – говорит врач-ветеринар Татьяна Бардюкова.

Болото на дорогах – это и испорченные вещи. Реагенты по цепной реакции обеспечивают работой добрую половину предприятий сферы услуг Москвы. В ремонте обуви к обыденным сломанным каблукам и дырявым подошвам добавляются пары, свернутые в "испанский сапог" времен инквизиции. В химчистках, куда горожане несут загубленные пальто и дубленки, приемщики растеряно разводят руками: против дорожной химии наша бессильна, спасти верхнюю одежду могут только ножницы.

Автомойки с наступлением зимы переходят на круглосуточный режим работы. Клиенты все постоянные. Сегодня помыл – через неделю снова под душ. Склизкий бурый слой медленно уходит в сток, а на машине обнаруживается неприятный сюрприз. Но это уже работа для мастеров автосервисов. Списком реагентных повреждений можно замостить Тверскую. Трескаются бачки глушителей, химия разъедает решетку радиатора, залипают суппорта, портятся гидравлические системы, размягчается резина.

Жизнь есть только за МКАДом – в этом москвичи зимой не сомневаются. Даже в парке полной грудью не вздохнуть, разве что пешком пройтись. "Даже если бы, предположим, руководство Парижа точно так же экономило на гражданах и посыпало невесть чем дороги, чтоб мы там не скользили, не падали, то в этом случае все эти нечистоты сливались в канавы", – возмущается Лена Ленина.

В нескончаемых потоках грязи принято винить дорожников. Дескать, неправильно спроектированы трассы, стоки. Брустверы неубранного снега – отличная фортификация на пути химической жижи в канализацию. Кстати, в том же МАДИ ее основательно исследовали. Несколько лет назад московское правительство заказало автодорожную экспертизу хлористого кальция. Результаты получились отнюдь не обнадеживающие. Коэффициент сцепления шин с дорогой снижается на 30% даже по сравнению с мокрым асфальтом. Число пострадавших в ДТП прямо пропорционально скользкости дороги. Все подопытные реагенты оказались потенциальными убийцами.

"Я сразу поехал в комитет по науке. Показал результаты и сказал, что нужно от этих реагентов отказываться", – говорит Юрий Кузнецов, доцент кафедры изыскания и проектирования дорог МАДИ.

От реагентов не отказались, зато за исследованиями в МАДИ больше не обращаются.

Коммунальщики ежедневно сгребают тонны снега и отправляют на плавильные пункты. Хотя по техрегламенту сугробы с таким набором химикатов, каким не могут похвастаться многие заводы, отправлять в городскую канализацию запрещено. Но, что делать, цинично пожимают плечами специалисты.

"Поскольку это общегородская проблема – сбор и утилизация снега, то, безусловно, распространять нормы приема от промышленных абонентов на решение общегородской проблемы было бы не верно. Это нормально, что эта талая вода принимается в систему канализации", – уверяет Дмитрий Данилович, главный технолог канализации "Мосводоканала".

Красная книга Москвы пухнет от возмущения экологов. Переиздают ее почти каждый год. В столице вымирают дождевые черви, дрозды, скворцы, галки, ворон стало в четыре раза меньше, болеют рыбы, в Битцевском парке и на Лосином острове реагентами травятся охочие до соли зайцы.

"Сначала погибает почвенная фауна, затем деградирует почва, она не обеспечивает потребности растений – травы, кустарников, деревьев. Затем насаждения деградируют, распадается их средозащитная функция, микроклимат города летит куда подальше. А дальше здоровье людей напрямую", – объясняет Борис Самойлов, заведующий лабораторией московского региона НИИ охраны природы.

В 2005 году пострадавшие от вражеского реагента пешеходы подали в суд и потребовали у ответственного Роспотребнадзора отозвать сертификат на хлористый кальций. Предоставили вещественные доказательства: сапоги, кусочки ткани дубленки и джинсов, уполовинившиеся меховые стельки. Суд мольбам истцов внял.

"Сейчас во дворах и на тротуарах маленьких улиц применение этого реагента, содержащего хлористый кальций ограничено", – говорит Дмитрий Янин, председатель Конфедерации прав потребителей.

Жить зимой в Москве можно, но сложно. Пока машины и люди не научились передвигаться в пределах города по воздуху, придется терпеть снег и гололед под ногами. Хотя все опрошенные нами эксперты были солидарны в одном: сокрушительная победа над этими зимними неприятностями возможна. Но совершить ее могут отнюдь не химики, а обыкновенные дворники, вооруженные до зубов ломами и лопатами.