Тема:

Всё зло от реагентов 15 лет назад

На московских дорогах будет или грязно, или скользко

Надежды избавиться от нее не предвидится: мегаполис - не тайга, грязь будет всегда. Зато на дорогах не скользко - даже в мороз
Надежды избавиться от нее не предвидится: мегаполис - не тайга, грязь будет всегда. Зато на дорогах не скользко - даже в мороз
Реагенты, которыми в гололед щедро поливают московские улицы, совершенно не опасны. Чтобы сообщить об этом, департамент ЖКХ организовал пресс-конференцию. Вот только на главный вопрос, который волнует москвичей, – как избавить город от вездесущей грязи? – ответить никто из экспертов не смог.

Реагенты, которыми в гололед щедро поливают московские улицы, совершенно не опасны. Чтобы сообщить об этом, департамент ЖКХ организовал пресс-конференцию. Вот только на главный вопрос, который волнует москвичей, – как избавить город от вездесущей грязи? – ответить никто из экспертов не смог. Зато в очередной раз бросили камень в огород автомобилистов.

Возможно, только в Москве пресс-конференция о мифах и реальностях противогололедных реагентов могла вызвать такой интерес у СМИ. Сегодня департамент ЖКХ столицы собрал знатоков снегоплавления и других специалистов за одним столом. Наверное, чтобы поставить жирную точку на переживаниях горожан о загрязненности московских дорог и заявить открыто: реагенты совсем не опасны для жизни людей, и разве только немного – для собак. "После того, как вы выгуляли собаку (естественно, нельзя допускать ее на проезжую часть), надо, промыв обычной мыльной водой, насухо вытереть лапы и обработать обычным кремом для рук", – учит Сергей Филатов, начальник отдела комитета по ветеринарии г. Москва.

С людьми же, как выяснилось, дело обстоит куда сложнее, чем с собаками. Они носят дорогие вещи, перемещаются на автомобилях, которые не за день, а всего через 15 минут после мойки покрываются белесо-бурой коростой. И это не какой-то там Camel Trophy, а езда по центру столицы. Ученые говорят: виною – техногрязь и хлористый кальций, выливаемый на дорожное полотно. Он портит одежду, обувь, электропроводку и даже не поддается очистке в фильтрах Мосводоканала. "Никакие очистные сооружения, которые в мире работают, не имеют барьерной роли. Соли не задерживаются на очистных сооружениях и проходят их транзитом", – подтверждает Дмитрий Данилович, главный технолог управления канализации МГУП "Мосводоканал".

Последние 10 лет Москва пережила десятки экспериментов с противогололедными реагентами – от обычной технической соли до многокомпонентных хлористых реактивов с антикоррозийными присадками. Но все знают, что безопасной для живых существ химии не бывает. Об этом спорном компромиссе органики и неорганики профессор, д.т.н. Дмитрий Хомяков, зав. кафедрой факультета почвоведения МГУ им. М.В. Ломоносова, не раз докладывал городским начальникам: "Можно снизить долю хлористого кальция в балансе и заменить более высокотехнологичными и более дешевыми противогололедными реагентами. И когда на федеральном уровне государственная экологическая экспертиза рассматривала эти вопросы, такие пожелания в качестве рекомендаций были записаны в решении".

И вот едкое вещество продолжают распылять по улицам. По сути, это та же техническая соль, от которой отказались, но только теперь она в жидком виде. Но самая главная беда – почти непроходимая грязь. Вязкая слякоть повсюду, а это уже не просто гигиеническая, а психологическая проблема. И, похоже, надежды избавиться от нее в ближайшем будущем не предвидится, сказал начальник московских коммунальщиков. "Можно избавиться только в тайге. В городе, в любом мегаполисе, грязь будет всегда. Вопрос только в том, насколько мы оперативно реагируем. Насколько мы принимаем правильные технологические методы и приемы", – объяснил Андрей Цыбин, руководитель департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы.

И один из таких приемов Андрей Цыбин предложил применить незамедлительно – к автолюбителям: "Наверное, надо ввести более жесткие санкции по борьбе за чистые автомобили. Вот ГИБДД проводит такие месячники и, кстати, я хочу вам сказать: эффект от них очень высокий".

А пока своим главным достижением в борьбе с грязью, наледью и снегом коммунальщики считают нескользкие дороги – даже при минусовой температуре. И это, конечно, тоже результат.