Тема:

Всё зло от реагентов 15 лет назад

Москвичей травят реагентами

Надежды избавиться от нее не предвидится: мегаполис - не тайга, грязь будет всегда. Зато на дорогах не скользко - даже в мороз
Способы обработки реагентами дорог Москвы являются современными и безопасными
Надежды избавиться от нее не предвидится: мегаполис - не тайга, грязь будет всегда. Зато на дорогах не скользко - даже в мороз
Способы обработки реагентами дорог Москвы являются современными и безопасными
Для борьбы с гололедом на московских тротуарах коммунальщики используют лопаты, скребки, щебень и химические материалы, проще говоря, реагенты. Москвичи продолжают жаловаться на испорченную обувь и обожженные лапы животных.

В Москве тепло и скользко. Вот уже несколько дней температура в столице скачет с минусовой отметки на плюсовую и обратно. Для борьбы с гололедом на тротуарах коммунальщики используют лопаты, скребки, щебень и химические материалы, проще говоря, реагенты. Их применяют в Москве с 1996 года. Однако три года назад после жалоб москвичей реагенты запретили использовать во дворах и на тротуарах – там должен быть только щебень или мраморная крошка. Однако москвичи продолжают жаловаться на испорченную обувь и обожженные лапы животных.

Сразу на нескольких улицах дворники в оранжевых жилетках щедро рассыпают белые гранулы. Кто-то с помощью совка, кто-то – руками в технических перчатках.

- Вы мне не подскажете, что вы сыпете? Вот что это белое?

- Это реагент.

- Он не вредный?

- Не знаю. А я руками не беру.

- Да бросьте! Кто-то придумал. Не вреднее, чем дышать воздухом этим рядом с проезжей частью. Это намного вреднее.

Белые кристаллы в ведре у дворников – это "Айсмелт" – один из популярных твердых химических реагентов, который запрещено применять в пешеходных зонах. В его основе – смесь хлористых солей кальция и натрия. Как сказано в рекламном буклете товара, гранулы "Айсмелта" не слеживаются, при температуре -20 растворяют лед, действуют продолжительно. Оказывает умеренно раздражающее действие на кожу и слизистые оболочки. Рекомендуется использовать рабочие перчатки. Цена за полторы тонны – 390 рублей без доставки. Однако в магазине, куда я позвонила и представилась покупателем, любезно предложили взять более дешевую техническую соль.

- Ну, вообще по Москве она разрешена. Если это ваша территория, вы на своей территории все что угодно можете сыпать. Если вдруг с проверкой придут? Ну честно говоря, так сразу не скажу. Но у нас вот очень много берут и соли, и "Айсмелт", и гранитную крошку.

Магазины, рестораны и офисы активно покупают запрещенные в городе реагенты и посыпают ими прилегающую территорию, говорит завкафедрой факультета почвоведения МГУ имени Ломоносова Дмитрий Хомяков. Владельцам этих заведений проще заплатить штраф административно-технической инспекции, чем разбираться с получившим травму клиентом: "Торговые компании заботятся о своей репутации и не хотят платить иски граждан за то, что те поскользнулись и какой-то себе ущерб причинили на ступеньках на входе в супермаркет. Это все понятно. Одной рукой мы говорим, что у нас на тротуарах ничего нет, с другой стороны, мы прекрасно знаем, что все есть".

Каким образом реагент оказался в ведре у муниципальных дворников, причем вдалеке от частных магазинов и ресторанов, так и осталось загадкой. Впрочем, как пояснили городские власти, в департаменте ЖКХ постоянно работает горячая линия, где принимают и проверяют жалобы горожан, в том числе и по реагентам. Два-три года назад нарушения объясняли произволом ДЭЗов, которые брали со склада остатки не утилизированных реагентов. Кого-то даже оштрафовали. Однако в прошлом году запрещенные реагенты всплыли в новом скандале – в районе Левобережный на одном из городских складов экологи обнаружили несколько сотен тонн химически вредного реагента "Экосол". Городские власти в ответ туманно заверили, что "Экосола" на дорогах Москвы нет и не будет. Остается надеется, что партию случайно забыли на складе с 2005 года и к этому времени уже утилизировали, а реагент на тротуары по-прежнему насыпают отдельные дворники-нарушители.