Тема:

Коронавирус 5 дней назад

Собянин: вакцинация от COVID-19 – дело добровольное, но лучше ее пройти

Одна из главных новостей этой недели – это вакцина от коронавируса Sars-Cov-2, которую разработал институт Гамалеи. О ситуации в Москве телеканалу "Россия24" рассказал столичный мэр Сергей Собянин.

Одна из главных новостей этой недели – это вакцина от коронавируса Sars-Cov-2, которую разработал институт Гамалеи. О ситуации в Москве телеканалу "Россия24" рассказал столичный мэр Сергей Собянин.

- Сергей Семёнович, здравствуйте. Что дальше планировать? Есть ли какой-то план действий в Москве на осень, с учетом сезонных ОРВИ и гриппа?

- План – нормально работать, полноценной жизнью жить, развиваться и конечно всё-таки быть осторожными. Нам придётся в ближайшие месяцы, это уже очевидно, соблюдать те требования, которые выставлены Роспотребнадзором, санитарными врачами по средствам индивидуальной защиты. Их надо соблюдать, ими пользоваться надо в метро, в городском транспорте в целом, в общепите, в торговых предприятиях, на предприятиях, в офисах. То есть всё-таки пытаться зачищать себя и окружающих. Это непременное условие и залог того, что все наши предприятия, офисы, учебные, культурные заведения будут работать. Такая надежда есть, и я думаю, что так оно и будет. Помимо этого, конечно, мы уже сегодня видим проблему, связанную с нарастанием ОРВИ, гриппа, сезонной пневмонии. Для того чтобы как-то минимизировать наложение одной проблемы на другую необходима более даже массовая прививка, чем была в прошедшие годы, и может быть более ускоренная по времени. Особенно это касается школьников, потому что миллион 400 тысяч человек детей в Москве, огромная их концентрация, перемешение, и через них быстрое распространение гриппа, ОРВИ и так далее. Для того чтобы этого не было, конечно нужно ускорить и усилить систему вакцинации от гриппа. Такие требования, такая жизнь, которая нас ждёт.

- Несколько раз уже было сказано, что вакцинация будет делом добровольным, но вопрос, как говорит, завис. Не столкнётся ли кто-то с проблемами, например, на работе, если откажется делать прививку? А есть люди, которые вообще прививки делать не хотят.

- У нас ничего без проблем не бывает. Всё равно у кого-то какие-то проблемы возникают. Просто надо понимать, в какой ситуации мы живём. Мы живём в такой полувоенной истории в настоящее время. Гибнут в мире сотни тысяч людей. Сотни тысяч! Ни на одной войне последние десятилетия ничего подобного не было. Удар по экономике нанесён такой, которого не было последние десятилетия. Мы столкнулись с реальной страшной опасностью, с которой не сталкивалось человечество, и делать вид, что ничего не происходит – нельзя. Мы живём вообще в другой ситуации, не мирной, не спокойной! И, естественно, на этот вызов надо отвечать соответственно. Ну, вот представьте себе, идёт война, а вы сидите дома и говорите: "Да нет, я посижу дома. Ничего не произойдёт". Ну и ради бога, война тогда к вам придёт. Так и с коронавирусом. У нас же нет выбора между хорошим и очень хорошим. У нас выбор такой: либо вы рано или поздно заразитесь коронавирусом, что произойдёт, если ничего не делать, и как вы его перенесёте? У вас есть уверенность, что вы его перенесёте легко, безболезненно и без последствий? Я думаю, ни одни человек так вот с гарантией ответить не может. Или вариант: когда появится вакцина, провакцинироваться. То есть у вас два варианта: либо вы получаете иммунитет естественным путём в случае контакта с коронавирусом, либо вы получаете вакцину, в которой коронавируса как такового нет. И сама система она достаточно безопасная, потому что мы имеем аналоги вакцинации от гриппа, которая даёт там 95% успеха и минимальные осложнения.

Мы выбираем между этими вещами, а не просто так как-то сидим и абстрактно рассуждаем. Поэтому конечно, на мой взгляд, лучше пройти вакцинацию. Но, как вы правильно сказали, это дело добровольное, и проблема на самом деле ближайших месяцев не в том, что кого-то заставят, такой проблемы вообще не существует, а проблема в том, что вакцины будет мало, это будет большой дефицит до тех пор, пока не развернутся промышленные масштабы, которые будут изготавливать миллионы доз вакцины. Миллионы. А сейчас пока речь идёт о тысячах, о десятках тысяч, которые гипотетически мы можем получить в ближайшие месяцы. И когда мы говорим, например, о том, что в первую очередь будут вакцинироваться медики, то тоже такая игра слов. Не вакцинироваться, а им будет предоставлена возможность вакцинироваться, и они сами должны сделать выбор, потому что они находятся в основной группе риска. Не люди, которые контактируют с ними, а они сами! То есть мы предлагаем им защититься, если такая возможность появится. В первую очередь им. Дискуссия о том, что это плохо, хорошо, доработанная вакцина – недоработанная…

Вы же помните, как это всё было. Когда мы вводили ограничения, огромное количество людей критиковало нас за то, что зачем мы это делаем. Потом, когда мы снимали ограничения, нас критиковали за то, что мы снимаем ограничения. Такая дискуссия всегда есть в обществе. И по поводу вакцинации, и по поводу мер санитарной защиты, ограничительных мер. Ну, это нормальная дискуссия. У нас нормальное, здоровое общество, которое предполагает такую дискуссию. К этому надо спокойно относиться.

Я поздравляю вас, который спрашивал меня много раз, когда будет вакцина, и вообще всех граждан России, что у нас появилась своя вакцина, а значит, появится возможность в ближайшие месяцы получить реальную вакцину уже в гражданском обороте, и это супер! Это просто супер! Я много общаюсь с коллегами, и в том числе из института Гамалеи, я уверен, что это качественная вакцина, которую можно считать сегодня одной из лучших в мире. Но я уверен, что в ближайшие месяцы появятся ещё вакцины, у людей, вообще, будет выбор, какой вакциной вакцинироваться, какая безопаснее и так далее.

Очень много критики идёт из-за рубежа. Это, вообще, забавно. Слушайте, надо радоваться, что такая вакцина появилась. Ну, хотите узнать, ну, спросите, пошлите специалистов, ну, давайте разберёмся в этом. Мне кажется, тут больше такой напускной критики, может быть даже какой-то зависит, а может быть и конкуренции.

- Ну, вопрос-то политический, конечно. Сергей Семёнович, по разным аспектам люди отказываются от прививок. Я сейчас не беру в расчёт как раз может быть какие-то религиозные соображения или что себе человек в голову втемяшил. Я имею в виду, что как раз иногда бывает, что по медицинским показаниям прививки делать нельзя. Вот как раз в развитие вот этого вопроса то, что спросила москвичка Олеся. Давайте дадим ей слово.

- Добрый день, уважаемый Сергей Семёнович! Меня зовут Грусова Олеся. У меня такой вопрос по поводу предстоящей вакцинации детей от коронавируса, школьного и дошкольного возраста. Что делать деткам, у которых медотвод? Пустят ли в садик и школу? Спасибо.

- Пустят ли ребенка в школу или в сад, если он не будет привит?

- Более того, если даже она захочет привить ребенка, то ей это не разрешат сделать.

- А почему?

- Это уже устоявшаяся практика. Если у человека есть медицинские показания, противопоказания к вакцине, её никогда не будут ставить. Даже если он захочет это делать. Поэтому спокойно конечно можно идти в школу, в детский сад, никаких ограничений для этого не будет.

- Сейчас уже недолго остаётся до начала учебного года, родители активно у этому готовятся. Как всегда, очень много по этому поводу вопросов, и некоторые из этих вопросов стоило в министерство просвещения адресовать, но всё же. Как будет налажен учебный процесс в городе, будут ли какие-то изменения в связи с пандемией? Ну, и, собственно, как само 1 сентября в этом году пройдёт?

- Я думаю, что никаких массовых мероприятий в школах не будет, в том числе и линеек. Но учебный процесс начнётся 1 сентября. Конечно будут определённые требования к работе школ. Это усиленная дезинфекция, термометрия при входе в школу, наблюдение за состоянием и учителей и учащихся, ограничения по передвижению внутри школы. То есть учащиеся должны заниматься в одном классе и переходить в другой класс только по мере необходимости, если есть какие-то там специальные занятия – там кабинет химии, физики, а так занятия должны происходить в одном месте, чтобы меньше было пересечения детей. Так же с определёнными ограничениями должна быть организована и работа школьных столовых. Ну, и ещё ряд мероприятий, которые будут доведены до родителей и до учителей.

Ничего такого кардинально страшного происходить не будет. Но, тем не менее, определённые требования, конечно, существуют. Есть соответствующее на этот случай постановление Роспотребнадзора, которое утвердило специальные САНПины по работе школ, и там чётко всё прописано, кто и что должен делать. Такие приказы доведены до системы образования, они знают. Много задают вопросов, например, учащимся сидеть в масках или нет. Не надо будет учащимся сидеть в масках. Но если у ребенка есть желание находиться в маске или родители настаивают, ради бога, но такого требования не будет. Но вот проведение массовых мероприятий, линеек, там сборов нескольких классов и так далее в одном помещении, это скорее всего будет ограничено.

- Еще один вопрос о скором учебном году задает москвичка Татьяна.

- Сергей Семенович, скажите, пожалуйста, какие новшества нас ждут в новом учебном году в школах? Нужно ли будет ученикам и учителям носить маски? Возможно ли, что разделят классы для уменьшения контакта?

- Я уже ответил на эти вопросы. Насчет учителей тоже требований нет, чтобы они находились в масках. Но это будет зависеть от ситуации, от администрации школы. На уровне САНПинов таких требований на сегодня нет. Но учителя, конечно, должны защищаться. И если у нас такая возможность будет, объемы вакцины будут, мы тоже предложим учителям провакцинироваться от коронавируса, потому что контактов у них тоже будет очень много, и они тоже будут находиться в зоне риска.

- 1 сентября – День знаний, большой праздник, и следом будет День города. По этому поводу у нас тоже много вопросов возникает: в прошлый раз вы нам рассказывали, что праздник все-таки состоится. А в какой форме, как он будет проводиться? Есть ли какой-то план?

- Да, мы приняли решение провести, но не полномасштабно, как мы проводим обычно – ситуация все-таки не располагает к этому. Будем ограничивать массовые мероприятия в городе. И сам День города будет локализован, если можно, так сказать. У нас не будет перекрыта Тверская, не будет массовых концертов, а будут локальные мероприятия в парках, скверах по территории всего города. В культурных учреждениях города. Все будет сделано в "лайт" режиме. Тем не менее, общая идеология праздника будет – музеи Москвы, история Москвы, работа наших музеев, их экспонаты и так далее. Общая идеология будет сохранена, но режим будет спокойный.

- Еще есть вопрос о культурной жизни, театрала, судя по всему.

- Подскажите, пожалуйста, будут ли работать театры и кино в новом сезоне? В Интернете ходят слухи, что с 15 сентября мы вновь окажемся на самоизоляции.

- Если мы окажемся на самоизоляции, то нам не до кино будет. Пока ничего к этому не располагает. Обстановка позволяет нормально работать и театрам, и кинотеатрам, но с теми ограничениями, которые мы ввели – до 50% посадочных мест. Сегодня уже работает десяток городских театров, но основной сезон начнется в сентябре. Также будет разрешено работать кинотеатрам, которые тоже постепенно начали открываться.

А по поводу 15 сентября, эти слухи бесконечные, они просто поражают своей устойчивостью, хотя я уже много раз говорил, что никаких планов у нас на этот счет.

- Мы в прошлый раз у вас вообще напрямую спрашивали, если у вас, как говорят. Прямо на столе лежит приказ, что с 15 сентября нужно вводить опять все ограничения. Мы помним, что вы ответили на это – не нужно верить слухам всяким! Сергей Семенович, не могу не спросить: на прошлых выходных был День строителя. Для столицы – это всегда был особенный праздник, а вот с учетом того, какими темпами город последние лет 10 развивается, это, наверное, один из главных праздников в Москве вообще. А вот для вас, лично, какие объекты вы бы отметили как наиболее важные, какие самые сложные, по вашей оценке?

- Для меня важные объекты – это те, которые важные для горожан. Если провести опрос среди горожан, что их больше всего тревожит, волнует, или какие они проблемы испытывают – вопросы транспорта всегда, во все времена, находятся в тройке или пятерке самых злободневных вопросов. Поэтому все транспортные объекты для меня являются приоритетом в области строительства. Соответственно, это гигантская стройка метрополитена – сложнейшая, трудная, и технологически, и организационно, и финансово. Это реконструкция вылетных магистралей, строительство хорд, реконструкция развязок на МКАД и других пересечений крупных магистралей. Конечно, это сложнейшие гигантские, просто гигантские проекты, которые мы ведем последовательно, год за годом. И результаты видны невооруженным глазом, что называется.

Помимо этого, и пандемия нас к этому подтолкнула, важность здравоохранения, развития инфекционной службы, модернизация действующих клиник – она тоже очень важна! И вы видите, что несмотря ни на какую пандемию мы продолжаем этими вопросами заниматься в ежедневном режиме.

- Хочется, пользуясь случаем, поздравить столичный комплекс как раз с этим праздником. Часто приходится с ними общаться по долгу службы, и это, конечно, суперпрофессионалы, без преувеличения. Вопрос от нашего зрителя Андрея.

- Сергей Семенович, откроют ли в этом году школу в поселке Северном? При такой массовой застройке – это единственная школа! Спасибо!

- Андрей, она уже практически готова. Я постараюсь сам в ближайшие дни приехать, посмотреть, в какой она стадии. Надеюсь, что мы обеспечим ее запуск 1 сентября.

- Еще один из самых глобальных проектов в столичной стройке – это реновация. И, конечно, это один из самых сложных, в том числе, и организационно, моментов. Сергей Семенович, мы попали во вторую волну по программе реновации. Реально опасаемся, что программа может быть приостановлена. Скажите, пожалуйста, дойдет ли до нас очередь?

- Помните первую программу реновации, первую волну, которая была еще задумана в конце 80-х годов, и вот с 90-х годов она подошла к концу только буквально года два, как мы закончили все объекты. Она длилась 30 лет! При этом ее объем был в три раза меньше от того, что мы задумали. То есть, в три раза дольше и в три раза меньше. Сейчас мы решаем вопрос переселения миллиона москвичей, и за срок, который мы предполагаем – за 12 лет, это основной объем, по сути дела, в три раза быстрее. И, естественно, другие требования по качеству, по комплексной застройке, по благоустройству – совершенно другой уровень. Эти 10 лет как одна треть от того, что было по срокам. Мы за 10 лет реализуем значительно большие объемы. И я уверен, что, в основном, мы справимся. Конечно, возможны какие-то нюансы – что-то будет быстрее двигаться, что-то – чуть медленнее. Но основной объем будет реализован. У меня никаких сомнений нет! Мы же с вами прошли самое сложное: мы приняли федеральный закон, мы сделали градостроительную документацию, проекты планировок, мы с вами обсудили его в сложных дебатах, порой – очень горячих, бескомпромиссных. Но, тем не менее, нашли решение. Сейчас уже идет утверждение этих проектов планировок в городских службах. Мы понимаем и объемы, и задачи, и сложности этого проекта. Действительно, гигантский сложный проект. Но мы двигаемся такими темпами, что у меня никаких сомнений нет. Мы заходим уже в такую фазу, которая дает ощущение гарантии, что этот проект будет реализован в полном объеме. По крайней мере, я в этом уверен.

Мы разбили на три части этот проект в силу того, что, понятно, одновременно построить все дома и переселить невозможно. Необходим старт дома, первый этап, второй, третий – и в три волны, в основном, во всех районах это будет реализовано. Если, скажем, для первой волны очень хорошо, что ты быстрее переедешь из пятиэтажки, то для третьей будет больше выбора, уже больше домов будет построено, больше вариаций – в этот дом переехать или в другой, на первый этаж или на пятый, или на десятый. С одной стороны, придется подольше подождать, но зато будет и качество, может, получше, и выбор побольше. Так что я уверен, что эта программа будет реализована, она действительно очень важная программа, чрезвычайно важная. Я считаю для себя эту программу одним из главных приоритетов развития Москвы.

- Вы говорите, что переехать желательно побыстрее. У этой программы все-таки есть четкие сроки, укладываемся ли мы в них? Есть ли какие-то риски в этой программе? Какие вы самые большие из них видите?

- Конечно, есть сроки – до 2032 года мы должны полностью реализовать эту программу. И вот сегодня, когда уже разработана градостроительная документация, проекты планировок, мы четко разделили эти этапы. Первый этап – до 2024 года, а потом – в два этапа еще до 2032 года. Сложности только в объеме. Такого объема никто в мире не делал! Нам не привыкать делать то, чего в мире не делали. Мы являемся сегодня первыми среди большинства городов по метростроению, первыми среди большинства городов по дорожному строительству. И будем первыми по обновлению жилищного фонда. Сложности есть, риски – есть! И с ними надо работать, надо бороться за победу – и все будет нормально.