Уникальный сорокатонный артефакт положил начало музею под открытым небом

Колонны, которые более двух веков пролежали на дне моря, заняли свое место у бастиона Панцерлакс. В Выборге приступили к созданию музея под открытым небом.

До места в Выборгском заливе, где последние двести лет пролежали эти колонны, всего-то километров тридцать. Однако, чтобы доставить их сюда, понадобилось разработать и провести уникальную спецоперацию, которая длилась целых два месяца.

Их собирались поднять еще лет 10 назад, но все смельчаков не находилось. Большинство исследователей говорили, что пролежавший два века под водой гранит просто расколется. Этим летом специалисты решили: поднимать и не надо. Сорокатонные колонны можно просто выкатить на берег.

Вытащить колонны на сушу – только половина дела, везти их нужно было по узким, грунтовым лесным дорогам.

"Мы не могли их вывезти, просто не могли. Машины ломались, огромная масса... тащить все это по лесу. И потом еще разгрузить, как ни странно, не поломав на самом финале. И поверьте, мне это снится до сих пор, хотя я много что в жизни видел. Но мне это снится до сих пор", – говорит управляющий Национального аварийно-спасательного агентства Игорь Матюк.

Для установки колонн подготовили специальный фундамент на площадке у Выборгского отделения Эрмитажа. Еще в финский период здесь была рыночная площадь, где собирался весь город. Теперь горожане будут собираться у колонн, которые стали первым объектом нового музея под открытым небом.

"Выборг – это город с очень серьезной каменной историей, историей каменного дела. Решили, что если эти колонны окажутся здесь, в Выборге, как объект музейного показа, но такого специфического, к которому открыт абсолютно полный доступ, то это будет здорово", – говорит председатель комитета по культуре Ленинградской области Владимир Цой.

"Здесь классами приходят, группами приходят, просто приходят удивляются, что наш русский человек, простой русский мужик смог молотком и зубилом вырубить такие уникальные артефакты", – говорит директор выставочного центра "Эрмитаж-Выборг" Александр Костенко.

Для специалистов эти колонны станут уникальным источником новых знаний. Точно известно, что везли их в Петербург. Но в городе их полировали, а здесь – грубый, едва обработанный гранит.

"Когда колонны лежали в бухте "Балтиец" под водой, они казались совсем иными. Они казались меньше и более блестящими, потому что вода дает этот эффект", – рассказывает старший научный сотрудник выборгского музея-заповедника Юлия Мошник.

Возможно, скоро ученые найдут ответ и на главный вопрос – для какого собора, Казанского или Исаакиевского, предназначались эти колонны. Мнения разошлись прямо во время открытия. Сотрудники Эрмитажа говорят одно. А Владимир Цой, главный по культуре в Ленобласти, – другого мнения.

"Есть основания полагать, что это колонны для Казанского собора, однако окончательной уверенности в этом нет", – говорит Владимир Цой.

Исследователи уверены, что обретенные артефакты дадут почву еще не для одной научной работы, но теперь ученые смогут работать в максимально комфортных условиях.