Москва: планы по модернизации транспортной системы


Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

Более 15 км линий метро, шесть станций построили в Москве в 2020 году. Еще три хотят ввести до конца декабря. Ежедневно подземкой пользуются восемь миллионов москвичей. А что с дорогами?

За последние 10 лет Москва совершила прорыв в развитии транспортной системы. Об этом рассказал заместитель мэра столицы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.

По его словам, программа развития подземного транспорта, рассчитанная до 2025 года, уже выполнена на 65%. По интенсивности строительства Москва по праву занимает одно из лидирующих мест в мире наряду с китайскими мегаполисами. За десятилетие в городе построили более 116 новых линий подземки, 56 станций и 11 депо.

"Еще 10 лет назад в Москве треть нашего населения должна была добираться до метро на перекладных, это называется отсутствие прямого пешеходного доступа. Вот сегодня, если брать Москву в старых границах, то таких пятачков, где нет пешей доступности до станции, осталось порядка пяти процентов. Это грандиозно", – говорит Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики.

Сегодня 70% пассажиров в столице предпочитают подземку иным видам транспорта. Ежедневно она перевозит семь-восемь миллионов человек, а в пиковые дни до девяти миллионов. Так что ставку на развитие метро город делает не случайно. По данным стройкомплекса Москвы, только с начала этого года построено чуть больше 15 с половиной километров линий и шесть новых станций метро. А до конца года, несмотря на пандемию, планируют ввести еще три станции.

"В Москве программы развития внеуличного транспорта беспрецедентные, похожие есть разве что в Китае. Первой ласточкой здесь было МЦК, спрос на которое превысил все ожидания, сейчас идет формирование маршрутов МЦД, первые два из которых уже запущены, хотя по ним доработки еще идут, в том числе строительство станций. Спрос на них хороший, планируется создание еще трех контуров", – говорит Андрей Мухортиков, начальник управления стратегической оптимизации дорожного движения ГКУ ЦОДД правительства Москвы.

Активное развитие транспортного каркаса столицы происходит в том числе за счет строительства автодорог. С 2011 года их общая протяженность была увеличена на тысячу километров. С начала 2020-го в копилку добавили 103 км дорог, 23 транспортных сооружения и 17 пешеходных переходов. Планы на ближайшие три года не менее впечатляющие.

"В части дорожного строительства мы запланировали построить 270 км дорог, новых и масштабно реконструированных. 89 крупных искусственных сооружений – это путепроводы, эстакады, тоннели, мосты. И 56 внеуличных дорожных переходов: это либо подземные, либо надземные над магистралями", – говорит Андрей Бочкарёв.

10 лет назад в рейтинге самых загруженных городов Москва занимала первое место. В прошлом году российская столица выбыла из топ-5, но все еще держится в верхних строчках списка городов с самыми большими пробками. Накопленных транспортных проблем немало, и их надо решать эффективно. По мнению Андрея Бочкарева, для этого важно завершить формирование системы хордовых магистралей. Она уже готова на 72 процента.

Северо-Западная хорда полностью открыта для автомобилистов, на Северо-Восточной открыто движение по шести участкам, на Южной рокаде – по трем участкам, Юго-Восточная хорда находится в процессе строительства.

"Новые хорды создают новые связи, между столицей и городами-спутниками – это Химки, Реутов, Балашиха. Фактически это новые альтернативные маршруты. Дороги, которые строятся в рамках хорд, – современные. Безопасность на них достаточно высокая", – говорит Александр Шумский, руководитель проекта "Пробок.Нет".

По словам Андрея Бочкарева, город уже приступил к строительству последнего участка СВХ. После ее ввода будет запущено полноценное скоростное бессветофорное движение автомобилей через три округа Москвы: север, восток, юго-восток. Новая магистраль позволит водителям сэкономить порядка 40 минут.

Вместе с тем московские власти особо подчеркивают: СВХ имеет не только важнейшее транспортное, но и экологическое значение. К примеру, с ее полноценным вводом перегруженные участки магистралей, как и общегородской пробег машин сократятся. Как следствие, в прилегающих районах количество вредных выбросов уменьшится.

А в рамках благоустройства территории вдоль трассы высадят деревья и кустарники. Для защиты фауны построят свето- и шумозащитные экраны высотой шесть метров и дополнительные защитные сооружения. В планах – строительство пешеходного перехода, с помощью которого парки на северо-востоке города будут объединены в "Супер Парк Яуза".