Как BIM-моделируют московское метро

Сергей Собянин на строящейся станции БКЛ "Рижская"

Сергей Собянин на строящейся станции БКЛ "Рижская"
https://stroi.mos.ru

Генеральный директор "Моспроект-3" Анна Меркулова
Заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев

Заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев
https://stroi.mos.ru

Сергей Собянин на строящейся станции БКЛ "Рижская"
Генеральный директор "Моспроект-3" Анна Меркулова
Заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев
Генеральный директор "Моспроект-3" Анна Меркулова рассказала о технологии информационного моделирования BIM, которая позволяет ускорить программу метростроения, сохраняя качество работ и безопасность столичной подземки.

Строительство Большой кольцевой линии метро (БКЛ) – одна из ключевых задач, которую поставил мэр Москвы Сергей Собянин перед столичным стройкомплексом. Новая ветка разгрузит радиальные линии метрополитена на 10-30%, тем самым существенно увеличится пропускная способность подземки. До конца года планируются к завершению западный и северо-восточный участки, в 2021 году будут построены и введены в эксплуатацию 9 станций БКЛ. Полностью замкнуть кольцо власти мегаполиса намерены уже к началу 2023 года.

Больше не бывает

Значение Большой кольцевой для города трудно переоценить. Без сомнения, БКЛ у жителей столицы и Подмосковья станет таким же хитом, как Московское центральное кольцо (МЦК) и Московские центральные диаметры (МЦД), ведь для того чтобы добраться на станцию соседней ветки, не нужно будет ехать в центр для пересадки. Это позволит сократить поездку на метро в среднем на 10-30 минут.

Планы строительства будущей БКЛ впервые появились в 1947 году. Ее предполагалось проложить на расстоянии в две-три станции от Кольцевой линии. В 60-х годах, когда бурное развитие получили территории в пределах МКАД и приоритетом стало строительство радиальных веток для связи спальных районов с центром города, о БКЛ временно забыли. К идее Большого кольца вновь вернулись в 1980-х, однако планы опять пришлось отложить. Стройка закипела, когда город возглавил Сергей Собянин. В 2011 году была разработана новая программа развития столичной подземки, предполагавшая строительство БКЛ протяженностью 70 километров с 31-й станцией и тремя электродепо, обслуживающими линию.

На сегодня Большая кольцевая – это один из самых масштабных проектов, реализуемых столичным стройкомплексом. Весной этого года метростроевцы Москвы установили мировой рекорд: под землей одновременно работали 23 тоннелепроходческих щита. Также БКЛ может попасть в список рекордсменов, как самая протяженная кольцевая линия в мире, обогнав по этому параметру второе кольцо подземки Пекина длиной 57 километров.

БКЛ-2020

Большое кольцо обеспечит 19 пересадок на другие ветки метро, четыре – на МЦК и шесть – на МЦД. К настоящему моменту тоннели БКЛ проложены на 90%, а девять ее станций – на северо-западе и востоке – уже принимают пассажиров. Юго-западный участок БКЛ готов на 60%, о чем в конце ноября объявил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев.

"Ведется проходка заключительного тоннеля при помощи 10-метрового щита-гиганта "Надежда" от станции "Давыдково" до переходной камеры перед станцией "Аминьевское шоссе", – рассказал глава стройкомплекса.

Работы на юго-западе идут с опережением сроков, на некоторых станциях уже проводятся монтаж внутренних инженерных систем и отделка. Так же активно строится и южный участок БКЛ. В данный момент на всех его трех станциях – "Зюзино", "Воронцовская" и "Улица Новаторов" – проводятся монолитные работы, устройство верхнего строения пути, монтаж инженерных систем и кабелей.

Такой масштабный и прорывной проект было бы невозможно реализовать в сжатые сроки без слаженной работы всех компаний и предприятий стройкомплекса. Немалая ответственность лежит на проектных организациях. В частности, юго-западный и южный участки БКЛ проектировал холдинг "Моспроект-3", объединяющий ряд ведущих инжиниринговых предприятий Москвы с более чем полувековой историей (непосредственно "Моспроект-3", а также "Моспромпроект" и МНИИТЭП). По проектам специалистов этого холдинга строятся уже упомянутые три станции южного участка кольца и три юго-западного – "Проспект Вернадского", "Мичуринский проспект" и "Аминьевское шоссе".

Генеральный директор "Моспроект-3" Анна Меркулова рассказывает, что строительство в условиях плотно застроенного мегаполиса, сложная геология и обширная транспортная система потребовали от инженеров-проектировщиков нестандартного подхода.

"В этом нам сильно помогли современные технологии, которые мы используем, – говорит Меркулова. – Они позволяют форсировать программу метростроения, сохраняя качество работ и безопасность столичной подземки".

К таким технологиям в проектировании относится BIM-моделирование – построение цифровой модели будущего объекта. Крупнейший в мире поставщик программного обеспечения для промышленного и гражданского строительства Autodesk признал "Моспроект-3" "BIM-лидером в инфраструктуре".

"Технология информационного моделирования позволяет уже на этапе проектирования решить вопросы взаимной увязки систем между собой и с конструкциями станции, которые на классических чертежах в 2D выявить невозможно", – объясняет отличие BIM-моделирования от традиционного подхода Анна Меркулова.

Особое преимущество в том, что заказчики и строительные организации, используя готовую информационную модель объекта, могут составлять на раннем этапе детальные графики работ, определять точные объемы и сроки поставок материалов и оборудования на стройплощадки. Технологии BIM позволяют оптимизировать и стоимость строительства, поскольку создают полную цифровую модель объекта на старте и сопровождают его на всех этапах – проектирования, строительства и эксплуатации.

Краткосрочная перспектива

В сентябре 2020 года мэр Москвы Сергей Собянин, инспектируя ход строительства станции южного участка БКЛ "Зюзино", пообещал, что наряду с программой реновации и открытием здесь новой станции метро Зюзино станет одним из лучших районов Москвы. Говоря в целом о строительстве южного участка, мэр подчеркнул его инфраструктурную значимость, ведь к нему тяготеют пять районов города, в которых проживают более полумиллиона жителей.

Немаловажно также и то, что БКЛ существенно разгрузит существующие линии метрополитена. Например, ее юго-западный участок примет на себя часть пассажиропотока с центральных узлов метрополитена и конечных участков Арбатско-Покровской и Сокольнической линий. А на базе "Проспекта Вернадского", учитывая близость станции к территориям МГУ имени М.В. Ломоносова, впоследствии появится транспортно-пересадочный узел. Оба запроектированных в "Моспроект-3" участка строители планируют завершить в конце 2021 – начале 2022 года.

В ближайшие два года будут закончены работы на восточном и западном отрезках БКЛ, а также на реконструируемой сейчас Каховской ветке. Она станет частью Большой кольцевой линии.

"Стройкомплекс Москвы – это команда высококлассных профессионалов и сотни успешно реализованных проектов. Это большая работа, от эффективных действий всех ее участников зависит, насколько комфортной, удобной и современной становится Москва", – говорит Анна Меркулова.

Инфраструктурное строительство в Москве ведется рекордными темпами, при этом, подчеркивает гендиректор "Моспроект-3", его качество остается на высоте:

"Такие сложные и современные объекты как, например, новые линии метрополитена, автодорожные магистрали с многоуровневыми развязками или новый инфекционный госпиталь в Коммунарке стали возможны не только за счет передовых технологий. В первую очередь это заслуга самих людей, которые совершают по-настоящему трудовые подвиги – начиная от руководства города и заканчивая рабочими на площадках".