В РФПИ рассказали о сотрудничестве центра Гамалеи с AstraZeneca

Генеральный директор РФПИ рассказал подробности о совместном сотрудничестве Центра имени Гамалеи и AstraZeneca.

В эфире телеканала "Россия 24" гендиректор РФПИ рассказал о совместных испытаниях Центра имени Гамалеи и AstraZeneca.

— Кирилл Александрович, расскажите подробнее об этом сотрудничестве. Как появилась идея предложить совместные испытания и на каких условиях?

— Вы знаете, это действительно очень важный пример международного сотрудничества. Это, наверное, одна из наиболее интересных новостей сегодняшних, которая обсуждается в мире. И мы, когда увидели, что у AstraZeneca эффективность ниже, чем у вакцины "Спутник V" в рамках клинических испытаний, поняли, что есть, возможно, одно очень простое объяснение, почему это происходит. Дело в том, что у нашей вакцины два различных вектора для двух различных уколов, а AstraZeneca использует один и тот же вектор для двух различных уколов. И мы предложили им подумать о том, чтобы делать один укол AstraZeneca, один укол "Спутника V" и, возможно, данный подход мог бы повысить эффективность вакцины. Соответственно, мы обсудили это и согласились на проведение совместных клинических исследований, что, безусловно, крайне важно, потому что это пример, где российский подход может повысить эффективность другой вакцины, и показывает настрой России на партнерство, и то преимущество, которым обладает вакцина "Спутник V".

— А какие конкретно компоненты предоставляет российская сторона? Что собой представляют все исследования? Или это то, о чем вы говорили: один и два укола?

— На самом деле все просто. У нас сначала колется вектор, он называется аденовирус-26. То есть это вектор простой простуды человека. Потом вводится вектор простой простуды № 5. И вот, соответственно, мы дадим этот компонент простой простуды № 26, которая является нашим первым уколом, и протестируем сначала AstraZeneca, потом укол "Спутника". Посмотрим, насколько вот такая совместная вакцина работает эффективнее, чем сама вакцина AstraZeneca. Это займет несколько месяцев, но, безусловно, сам факт того, что российская технология заинтересовала одного из крупнейших фармигроков в мире, это, безусловно, подтверждает и качество технологий "Спутник V", и, безусловно, те исследования и те знания, которые лежат в основе российской вакцины.

— А когда, как и где будут проводиться исследования? Кто будет участвовать с нашей стороны?

— Мы объявим об этом уже буквально на следующей неделе. Эти исследования, скорее всего, будут проводиться вначале не в России и, соответственно, очень важно подчеркнуть, что "Спутник V" как был, так и остается. Это, безусловно, основная российская вакцина, она показывает очень хорошие результаты. И здесь как раз история, когда один из наших компонентов может быть полезен для другой вакцины. Мы видим, что на самом деле вакцинный бизнес сложный. Мы видим большой интерес к технологии "Спутник V", мы видим, что много идет фальшивых информационных атак с неправдивой информацией. Ведущие ученые, компании понимают качество вакцины "Спутник V". Мы объявили, что Аргентина закупает 10 миллионов доз. Поэтому, безусловно, мы видим, что ученые и ведущие фармкомпаний понимают, что она у нас одна из самых лучших, самых эффективных вакцин в мире.

— А что предполагается делать в случае успешного испытания? Где и для кого будет производиться эта вакцина?

— Если испытания будут успешными, мы будем производить свой компонент, а AstraZeneca свой. И, скорее всего, вот такая комбинированная вакцина будет использоваться на внешних рынках. Я думаю, все будет решено по результатам испытаний.

— А каким еще фармгигантам делали предложение? Возможно ли подобное сотрудничество еще с кем-то?

— У нас идет обсуждение с одной из ведущих китайских компаний. Но, опять-таки, пока мы сфокусированы на этом партнерстве. Сегодня весь мир наблюдает за этим и особенно, я думаю, это удивительно для многих граждан Европы, США, потому что там пресса очень сильно критиковала российскую вакцину, для них перейти в мир, где AstraZeneca вместе с нами будет тестировать совместную вакцину для внешних рынков, это, безусловно, как переход в новый мир. То, что произошло сегодня — это действительно важнейшее событие, дополнительный знак качества к российской вакцине, которая и так показывает эффективность более 90 процентов на больших клинических испытаниях и основана на одной из наиболее безопасных и изученных платформ вакцинных в мире.

— Кирилл Александрович, спасибо большое за ваш комментарий!