Расплата за расставание: где жертвам домашнего насилия искать защиту

Жительница Тольятти Ольга Барышникова обратилась за помощью в программу "Дежурная часть". Как она рассказала, ее бывший гражданский муж пытался сбить ее на автомобиле. И это уже не первая попытка расправы над женщиной.

Расплата за расставание. В нашу программу обратилась за помощью жительница Тольятти Ольга Барышникова. По ее словам, бывший гражданский муж пытался сбить ее на автомобиле. И это якобы далеко не первая попытка расправиться с женщиной. Почему в полиции на такие истории реагируют неохотно? И где же тогда искать защиты жертвам домашнего насилия?

Тольятти, поздний вечер. Мужчина в черной маске, после короткого разговора распылив содержимое газового баллончика даме в лицо, бросается в автомобиль и направляет его прямо на собеседницу. Это всего лишь один из множества подобных эпизодов из жизни Ольги Барышниковой. Такие встречи с бывшим гражданским мужем Юрием Казаевым происходят три раза в неделю. По вторникам, четвергам и субботам, когда по решению суда мужчина может видеться с их общим четырехлетним сыном.

Скандалы в этой семье начались несколько лет назад. По словам Ольги, из-за наркозависимости гражданского супруга она приняла решение разойтись с ним. Но бывший возлюбленный и не думал отступать. Сначала якобы писал угрожающие сообщения, а затем принялся распускать руки.

"Первый раз он меня ударил в том году в январе, и после этого его не наказали. Мне пришел отказ, и он сказал мне: "Так как меня не наказывают, я буду тебя постоянно бить, и мне вообще ничего за это не будет", – рассказывает Ольга Барышникова.

Обвинения, как это часто бывает в подобных конфликтах, сыплются с обеих сторон. По телефону мужчина заявил: его оклеветали, чтобы запретить видеться с сыном.

– У нее главный аргумент, что вы наркозависимый. Это соответствует действительности?

– Нет, это не соответствует действительности. У меня есть справки. Я могу вместе с вами приехать в наркологию.

– Ну, давайте съездим.

– Давайте, приезжайте.

Но, похоже, мужчина перестал выходить на связь. Застать его дома тоже не получилось.

Все стычки между бывшими влюбленными проходят на глазах их четырехлетнего сына. Как такое поведение взрослых скажется на ребенке, можно только гадать.

- Ты маму любишь?

- Да.

- Бабушку любишь?

- Да.

- Папу любишь?

- Папу – нет, потому что он плохой и злой.

Нанесение побоев, угрозы убийством, причинение вреда имуществу, травля в соцсетях. Обо всех эпизодах женщина сообщала в полицию. Но каждый раз в возбуждении уголовного дела отказывали.

"Как вам сказать? Приходишь к должностному лицу по указанному событию, а тебе говорят: "Это же семья. Что мы, в семью полезем разбираться? То есть бездействие, формальный подход. Я боюсь, как бы дальнейшее бездействие должностных лиц в отношении моего доверителя не привело к трагическим событиям", – говорит общественный защитник Ольги Барышниковой Юрий Лазарев.

Такие опасения вполне обоснованы. Ситуаций, когда семейные конфликты заканчиваются кровавыми сценами, немало. Одна из последних историй – убийство Веры Пехтелевой в Кемерово. Девушку несколько часов жестоко избивал в комнате общежития ее бывший парень Владислав Канюс. Соседи слышали крики Веры и неоднократно звонили в полицию. Наряд не приехал, и девушка погибла.

Теперь судят не только самого вероятного убийцу, но и полицейских, не среагировавших на вызов.

Это женский кризисный центр, расположенный в Подмосковье. Местные жительницы именуют его проще – убежище. Здесь готовы принять всех, кому нужно срочное спасение от агрессоров. Показать его нам согласились лишь на условиях анонимности. Снимать снаружи категорически запрещено. Общаться с женщинами тоже нельзя.

Всего в "убежище" одновременно могут разместиться 17 человек. Женщины чаще всего с детьми. Быт довольно скромный, но все необходимое есть. Это кухня, здесь есть телевизор, плита, холодильник. Все общее. Женщины обязаны соблюдать правила, установленные администрацией центра. Но это обитательниц не пугает. Единственное, чего они боятся больше всего на свете, – это встречи со своими бывшими.

"Сейчас побил – вот тебе штраф. То, что ты за неправильную парковку заплатил 5 тысяч или за эвакуацию, ту же самую сумму ты можешь заплатить, если ты нанес легкие телесные повреждения. Это все, что не связано с переломами конечностей. То есть, если женщину бьют по голове, и у нее гематомы – это легкой степени. Если она вся покрыта гематомами или ссадинами – это тоже легкая степень", – говорит директор кризисного центра "Китеж" Алена Саддикова.

Изменить ситуацию могли бы простые меры – охранные ордера для женщин, обязательная работа с психологами для агрессивных мужчин. И, конечно, незамедлительная реакция на подобные случаи со стороны сотрудников полиции. В Тольятти полицейские все-таки возбудили уголовное дело по одному из эпизодов. Правда, случилось это только после вмешательства журналистов. Само нападение произошло почти год назад. Тогда в ходе очередной ссоры Юрий Казаев достал пистолет.

"В ходе конфликта 38-летний мужчина направил в сторону бывшей сожительницы травматический пистолет. Очевидцы защитили женщину и вызвали сотрудников полиции. По данному факту возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 119 Уголовного кодекса Российской Федерации. У мужчины изъят принадлежащий ему на законных основаниях травматический пистолет", – рассказывает начальник ОИиОС ГУ МВД России по Самарской области Сергей Гольдштейн.

Ольга надеется, что теперь ситуация изменится.

"Я хотела бы, чтобы я, мой сын и мои родители могли спокойно ходить по улице, не оборачиваясь, ничего не боясь. Я хотела бы, даже если он берет моего ребенка, чтобы мне не было страшно, что он его увезет и я его никогда не найду", – говорит Ольга Барышникова.