Тысячи спасенных жизней: известнейший кардиохирург Ренат Акчурин отмечает юбилей

Хирургия как искусство: в свой день рождения академик РАН, заместитель генерального директора НМИЦ кардиологии Минздрава России Ренат Акчурин рассказал, как оперировал Бориса Ельцина.

2 апреля 75-летний юбилей отмечает один из самых известных врачей страны – кардиохирург Ренат Акчурин. Именно он оперировал в 1996 году первого президента России Бориса Ельцина. А вообще на счету Акчурина тысячи спасенных жизней за 30 лет работы в Национальном центре кардиологии. К каждой операции он готовится минимум полчаса, а в операционной почти не разговаривает, команда понимает его без слов.

Безупречная техника, фирменное спокойствие – Ренат Акчурин в операционной, и сердце в его руках.

"Никто из нас не думает ни о Петрарке, ни о Пушкине, ни о сердце, как о чем-то высокодуховном. Мы думаем, что надо взять это сердце, исправить проблему и сделать быстро и прямым путем", – говорит Ренат Акчурин, академик РАН, заместитель генерального директора НМИЦ кардиологии Минздрава России.

В августе 1996 года Акчурина пригласили на консилиум, обсуждали пациента Бориса Ельцина.

"Вдруг через три недели после этого консилиума Борис Николаевич с присущей ему прямотой сказал: я буду оперироваться в кардиоцентре. Я чуть со стула не упал, я дома сидел в это время. Я подумал: если в кардиоцентре, то это, наверное, у меня. А если я, то почему мне никто ничего не сказал?" – вспоминает Ренат Акчурин, академик РАН, заместитель генерального директора НМИЦ кардиологии Минздрава России.

Аортокоронарное шунтирование – страна тогда поднаторела в терминологии. И запомнила имена кардиохирурга Акчурина и консультанта – американского профессора Дебейки.

"Я старался забыть, что это президент России, и думал что, это больной", – рассказывает Ренат Акчурин, академик РАН, заместитель генерального директора НМИЦ кардиологии Минздрава России.

"Вы сами представите себе, что такое оперировать президент страны. Эту колоссальную ответственность надо было отодвинуть от себя, чтобы операция прошла как обычно хорошо", – объясняет Сергей Готье, академик РАН, директор НМИЦ трансплантологии и искусственных органов имени академика В.И. Шумакова, главный трансплантолог Минздрава РФ.

"Профессия врача не в том, чтобы памятник создать нерукотворный, а в том, чтобы оказать помощь и отойти в сторону. Потому что больному надо жить, и напоминать ему о твоем существовании вовсе необязательно", – считает Ренат Акчурин, академик РАН, заместитель генерального директора НМИЦ кардиологии Минздрава России.

Про Рената Акчурина, конечно, вспоминают. Вдруг придет письмо от пациентки, которой реплантировал пальцы рук – теперь она преподает в музыкальной школе. Это сегодня микрохирургия обычное дело. А когда-то академики возмущались: молодой человек не понимает, что невозможно сшить сосуд диаметром 2 мм. Вместо дискуссий Акчурин мчался по ночной Москве на срочные операции. Сотрудникам ГАИ все объяснял аргументировано.

"Я подавал водительские права, в которые была вложена фотография ампутированной кисти. Жестоко, конечно. Но когда инспектор видел это и спрашивал: что ты делаешь? Я отвечал: я пришиваю это. Вот сейчас там у меня больной. Фотографии были склеены: на одной стороне ампутированная кисть, на другой – пришитая, держащая молоток. Я говорю, вот это после операции. И он меня сразу отпускал", – вспоминает Ренат Акчурин, академик РАН, заместитель генерального директора НМИЦ кардиологии Минздрава России.

Академик Петровский обеспечил вираж судьбы – отправил в кардиоцентр. А там уже Чазов предложил стажировку в Америке. Вернувшись, Акчурин заявил: без микроскопа не быть и коронарной хирургии.

"У Рената Сулеймановича горизонт настолько широкий, что он позволяет видеть на много лет вперед", – говорит Тимур Имаев, доктор медицинских наук, руководитель лаборатории гибридных методов лечения сердечно-сосудистых заболеваний отдела сердечно-сосудистой хирургии НМИЦ кардиологии.

"Когда я увидел, как Ренат Сулейманович оперирует, меня удивила пластика рук. Это, скорее, руки пианиста, чем руки хирурга. Операция проходит очень красиво", – рассказывает Дамир Галяутдинов, старший научный сотрудник отдела сердечно-сосудистой хирургии НМИЦ кардиологии.

Хирургия как искусство с тех пор, как студентом еще Акчурин спасал перуанцев после разрушительного землетрясения. Был участковым в Реутове, травматологом в Балашихе, а шагнув из микрохирургии в кардиологию, стал по-настоящему сердечным хирургом.