Полет нормальный: рекорд космической "Чайки" не побит 58 лет

Тысячи статей, телевизионных репортажей, ток-шоу, документальных фильмов. За почти 60 лет рассказано все. И теперь Терешкова больших интервью не дает. Она предпочитает общаться с людьми напрямую, как сегодня в Звездном городке, где она общалась со школьниками, участниками конкурса "Большая перемена". Встречу организовало общество "Знание".

Легенда отечественной космонавтики, первая в мире женщина-космонавт, герой Советского Союза и депутат Госдумы Валентина Терешкова 16 июня в Звездном городке общалась со школьниками, участниками конкурса "Большая перемена". Встречу организовало общество "Знание" в честь годовщины исторического полета Валентины Терешковой на орбиту. 58 лет назад, 16 июня, ее радиопозывной "Чайка" узнала вся планета. Она и до сих пор единственная в мире женщина, которая в одиночку отважилась на космическую экспедицию. За ее встречей со школьниками в онлайн-формате наблюдали более 150 тысяч зрителей.

Тысячи статей, телевизионных репортажей, ток-шоу, документальных фильмов. За почти 60 лет рассказано все. И теперь Терешкова больших интервью не дает. Она предпочитает общаться с людьми напрямую, как сегодня в Звездном городке.

– Валентина Владимировна, а что вы подумали, когда в первый раз увидели землю из космоса?

"Какая красивая! И маленькая! Полтора часа нужно, чтобы сделать один оборот вокруг Земли", – вспоминает свой полет летчик-космонавт, герой Советского Союза, депутат Госдумы Валентина Терешкова.

Дальше – не вошедший в официальную хронику фрагмент из Маяковского – космический девиз Терешковой: "Эй! Небо! Сними шляпу! Я иду!".

И шляпу перед ней снял весь мир. Даже коллеги, что очень показательно, говорят о ней только хорошее.

"Такой, как она, я не встречал. Откровенно говорю. Это правильный, честный, справедливый, добрый человек. К ней можно было обратиться в любую секунду, в любую минуту. И она всегда помогала. Я не знаю, кому она не помогла", – подчеркивает летчик-космонавт, дважды герой Советского Союза Петр Климук.

Смелая и сильная Терешкова – не просто первая женщина-космонавт. Она до сих пор, и этот рекорд уже не будет побит, единственная женщина, совершившая полет в одиночку.

"Любой человек, который решает для себя стартовать на космическом корабле, это уже по сути герой. Потому что действительно рисков очень и очень много. А, тем более, на первом этапе, когда опыта не было. Опыт же набирается, к сожалению, и кровью в том числе, и годами. Поэтому риск, конечно, громаднейший", – поясняет начальник научно-исследовательского испытательного комплекса завода "Звезда" Геннадий Щавелев.

В музее завода "Звезда", где разрабатывают и производят скафандры, хранится и космический наряд Валентины Терешковой. В нем она провела свои трое суток на орбите.

Если надеть, а точнее влезть в современный скафандр для работы в открытом космосе, можно примерно представить, что чувствовали первые космонавты, находясь в крохотной капсуле спускаемого аппарата.

Ощущения внутри скафандра очень необычные. Ты находишься в защищенном коконе, внутри которого постоянно циркулирует кислород. Это дает тебе возможность работать. Главное – не забывать про фал: если не закрепился, то, считай, что ты через несколько минут можешь превратиться в бездыханный спутник Земли.

Терешковой разрешалось завершить полет раньше срока, ведь первенство уже в кармане. А дальше с каждым витком вокруг орбиты только возрастал риск. Но это была бы не Терешкова, если бы не довела дело до конца.

Спускаемый аппарат приземлился в Баевском районе Алтайского края. Первыми на месте оказались местные жители. Напоили Терешкову молоком, дали ей хлеба. На место, где завершился полет, Валентина Владимировна пока не возвращалась.

"Если бы случилось такое, что она приехала сейчас сюда, я уверен, что район наш весь бы там был на встрече. Это однозначно", – утверждает местный житель.

Позывной "Чайка" выбрал для Терешковой лично Королев. Как будто с этим позывным она и летит по жизни. А еще со строгим наказом матери перед первым из 120 парашютным прыжком: "Разобьешься – домой не приходи!".

И до сих пор – полет нормальный.