Тема:

Усиление НАТО у границ России 16 часов назад

Путин отправил сигнал евролидерам

Поиски формата для диалога ЕС – Россия могут продолжаться бесконечно. Однако после Женевы лидерам старой Европы необходимо очно переговорить с президентом России для подтверждения собственной геополитической субъектности, если она еще кому-то интересна.

В день вероломного нападения гитлеровской Германии на нашу страну – 22 июня – Президент России отправил сигнал и Европе. Немецкая Die Zeit опубликовала статью Владимира Путина под заголовком "Быть открытыми, несмотря на прошлое".

"Мы открыты к честному созидательному взаимодействию. Это подтверждает наша идея создания единого пространства сотрудничества и безопасности от Атлантики до Тихого океана, которое включило бы в себя разные интеграционные форматы, в том числе Европейский союз и Евразийский экономический союз. Вновь повторю: Россия выступает за восстановление всеобъемлющего партнерства с Европой. У нас много тем, представляющих взаимный интерес. Это безопасность и стратегическая стабильность, здравоохранение и образование, цифровизация, энергетика, культура, наука и технологии, решение климатических и экологических проблем", – отметил глава российского государства.

Этот сигнал лег на удобренную почву. Германия и Франция выступили с инициативой провести саммит Россия – ЕС – формат, который не практиковался аж с 2014 года. 10 стран Евросоюза пока не готовы преодолеть внутренние предрассудки, но сам факт такой инициативы говорит о некоторой усталости в Европе от бессмысленной враждебности в отношении Москвы.

Ангела Меркель приехала на саммит Евросоюза, в котором участвовала дольше всех свои коллег, 15 с половиной лет, возможно, в последний раз – это зависит от темпов формирования правительства после выборов. То, какой стала Европа, – заслуга Меркель и ее ответственность. Это же касается отношений с Россией, которые канцлер не хочет оставлять в наследство своему преемнику в их нынешнем – никаком – виде. Заручившись поддержкой Франции, при полном одобрении Австрии, Меркель предложила коллегам организовать встречу с Путиным. Долгая ночь споров и ссор показала, что консенсус по этому вопросу между 27 странами невозможен. Нужно поискать формат для диалога.

"Сегодня нам не удалось договориться о встрече на высшем уровне, но крайне важно, что формат диалога сохраняется и мы продолжим работать в этом направлении. Лично я хотела бы видеть более смелые предпринятые шаги, но и так тоже неплохо", – заявила Меркель.

Имея в составе Евросоюза такие страны, как Польша, Румыния и прибалтийские государства, а в качестве подопечных Украину и Грузию, за конфронтацию с Россией можно не переживать. И у Меркель вряд ли были какие-то иллюзии на этот счет. Она не предлагала примирения: идея, видимо, состояла в том, чтобы попытаться взять под контроль бешеную энергию русофобии, не позволяющую выстраивать "предсказуемые отношения", которых в Женеве недавно искал и Байден.

"Европейский союз, как мне представляется, должен представлять и отстаивать свои интересы в подобных форматах", – сказала Меркель .

"Мы согласились с важностью сохранения единого подхода, но в то же время мы хотим, чтобы этот подход был плановым", – отметил президент Франции Эммануэль Макрон.

Но пока такой подход в отношении России реализуется Евросоюзом только в санкционной политике. Продлили действующие санкции на полгода плюс решили разработать дополнительный пакет на случай плохого поведения России. При этом в Брюсселе, похоже, заранее уверены, что он пригодится.

"Мы сейчас находимся в негативной спирали, и нам нужно готовиться к дальнейшему спаду", – считает Урсула фон дер Ляйен, председатель Европейской комиссии.

Оказывается есть еще, куда падать, и об этом можно говорить с таким, олимпийским, спокойствием через день после трагической даты – 80-летия вторжения Германии (а точнее, объединенной Европы) в СССР.

В годовщину начала войны федеральной президент Штайнмайер от имени всех немцев говорили очень правильные слова о стыде и покаянии, а еще через два дня бюджетный комитет Бундестага одобрил рекордное повышение расходов на армию – до 50 с лишним миллиардов евро. А учитывая, кого министр обороны Крамп-Каренбауэр считает противником бундесвера, в рядах которого, как оказывается, полно скрытых нацистов, плюс ежедневная пропаганда, можно допустить и немыслимое.

"Германия готовится к войне с Россией", – заявила в парламенте депутат от партии "Левые" Севим Дагделен. "Военные учения НАТО Sea Breeze-2021 – это самая настоящая провокация. Ситуация в акватории Черном море с британским эсминцем – это не просто провокация, а реальная военная угроза, наращивание военного потенциала НАТО, требование новых санкций против России, формирование образа врага. Достаточно открыть любую немецкую газету: каждое утро Россия оказывается плохой", – сказала Дагделен.

В рамках этой идеологической установки ряд изданий, в первую очередь Bild, накинулись на коллег из Die Zeit: 22 июня эта газета опубликовала статью Путина, в которой президент предложил заново рассмотреть перспективу строительства единого евразийского пространства экономики и безопасности, которая была на момент окончания холодной войны, но победил другой подход: "В его основе лежало расширение Североатлантического альянса, который сам представлял собой реликт холодной войны, ведь для противостояния времен той эпохи он и был создан. Именно движение блока на Восток, начавшееся, между прочим, с того, что советское руководство фактически уговорили на членство объединенной Германии в НАТО, стало основной причиной стремительного роста взаимного недоверия в Европе".

Статья называется "Быть открытыми, несмотря на прошлое". Сложно припомнить, сколько раз Путин предлагал эту модель развития Европе, но точно известно, когда он впервые сформулировал ее на немецком. Почти 20 лет назад. И Меркель тогда присутствовала как депутат Бундестага.

"Я придерживаюсь мнения, что Европа твердо и надолго укрепит свою репутацию мощного и действительно самостоятельного центра мировой политики, если она сможет объединить собственные возможности с возможностями российскими: людскими, территориальными и природными ресурсами, с экономическим, культурным и оборонным потенциалом России", – отмечает Путин.

К нынешнему саммиту ЕС шеф европейской дипломатии Боррель сформулировал новую концепцию отношений с Россией: "отталкивать, сдерживать, вовлекать". Но из этого, преимущественно отталкивания и сдерживания, состоит вся история взаимоотношений ЕС с Россией в XXI веке. И нечасто в Европе рефлексируют на эту тему, тем ценнее единичные примеры.

Колумнист журнала Spiegel и дочь основателя этого издания Франциска Аугштайн задалась вопросом, сколько раз Запад обманывал Россию и к чему это привело.

"Я не являюсь другом России. Но. Недавно эксперт по Восточной Европе Уилфрид Джильге написал: Россия со своими вооруженными силами и военными учениями приближается к границам НАТО, что внушает опасения. Это можно воспринять лишь как шутку. Ведь верно обратное: принимая новые страны в свои ряды, НАТО все ближе придвигает свои границы к России. Когда Владимир Путин только пришел к власти, он пытался установить хорошие отношения с Западом. Он протянул руку, однако его жест полностью проигнорировали. Теперь наступает время платить по счету", – считает Аугштайн.

По крайне мере, для Аугштайн это признание того факта, что ответственность за все, в чем сегодня обвиняют Россию, лежит на коллективном Западе. При этом "платить по счету" звучит даже слишком драматично. На самом деле Россия никому счетов не выставляет.

Путин повторяет предложение: "Сейчас вся система европейской безопасности сильно деградировала. Нарастает напряженность, реальными становятся риски новой гонки вооружений. Мы упускаем огромные возможности, которые нам дает кооперация. Вся послевоенная история Большой Европы подтверждает: процветание и безопасность нашего общего континента возможны лишь совместными усилиями всех стран, включая Россию".

Впрочем, ничего совместного, судя по результатам саммита между ЕС и Россией не намечается, что может объяснить некоторую обреченность в оценках наблюдателей. При этом понятно, что это не Евросоюз отказался встречаться с Путиным. Встречаться запретили из Белого дома, а представили это как несогласие своих восточно-европейских миньонов, которые и дальше будут работать по Киплингу. Вашингтон же планирует оставаться единственным модератором отношений Запада с Москвой.

В связи с этим поиски формата для диалога ЕС – Россия могут продолжаться бесконечно. Другое дело, что после Женевы лидерам старой Европы необходимо очно переговорить с президентом России для подтверждения собственной геополитической субъектности, если она еще кому-то интересна. И вообще Меркель 15 с лишним лет бок о бок работает с Путиным. И будет, по крайней мере, непонятно, если она уйдет не попрощавшись.