Для Евросоюза наступил сложный период. Европейцы поняли, что немецкая помощь на будущее предполагает расплату сейчас за хорошую жизнь прошлого.

Час пробил. Впервые в союзной истории 23 страны ЕС начинают синхронную забастовку. В одной Испании на улицы одновременно выходят девять миллионов рабочих. В День действий и солидарности европейцы наступают единым фронтом. Государство благосостояния лишает их рабочих мест. Зарплаты и пенсии утекают на помощь ненавистным банкам.

70 раненых, 140 арестованных. Центр Мадрида всю ночь в огне. На утро эстафету подхватывает Рим. Зона боевых действий - набережные Тибра. Протестующие - в основном молодежь. Итальянцы кричат "Баста", что значит "хватит". Ангелу Меркель они цинично облачают в нацистский мундир.

"Будущее - просто катастрофа. Мы не должны проводить такую экономическую политику", - уверена жительница Рима Мануэла Тимпери.

Немецкого канцлера на неделе впервые встречали в Лиссабоне. Вот Меркель - кукловод, дергающий за нитки членов португальского правительства. Или Меркель - в казино в теплой компании: с главами минфина Шойбле, еврокомиссии Баррозу и ЕЦБ Марио Драги. Португальский премьер Коэльо в этой мизансцене - услужливый официант. В ответ фрау не смогла промолчать.

"Кто был инициатором всех этих мер жесткой экономии? Хочу внести ясность: это была не Германия или какая-либо другая страна. Это были МВФ, ЕС и Европейский Центробанк", говорит федеральный канцлер Германии Ангела Меркель.

Впрочем, политиков уже не слышат. Модель спасения не работает - и это очевидный факт. ВВП падает третий квартал подряд. В результате - классический кризис с двойным дном. Провал, конечно, не сравним по глубине с 2009-м. Но коллективно удержаться на плаву Еврозоне все равно не удалось.

Чем меньше денег тратит потребитель, тем меньше спрос и ниже производство. Самая радикальная в этом смысле - Греция. Пенсионный возраст увеличен с 61 до 67 лет. Сами пенсии прошли секвестр до 60 процентов. Число бедных за два последних года в Греции увеличилось на 50 процентов. Масштаб сокращений один к десяти: на одного сохранившего место - десять уволенных.

В европейском Центробанке подсчитали: с 2008 по 2010-й год кризис в ЕС унес четыре миллиона рабочих мест. К этому рождеству без работы будут уже более 25 миллионов европейцев. Во Франции и Италии без работы - каждый десятый, в Португалии и Хорватии - каждый шестой. В Греции и Испании трудоустроиться не может каждый четвертый, а среди молодежи - каждый второй. Ежедневно работу теряет тысяча греков. В каждой десятой испанской семье ни один не получает регулярную зарплату.

Еще одной жертвой чуть не сталь германский консул. Будучи в Салониках, он заявил: один немец выполняет ту же работу, что делают три грека. И заявил очень не вовремя. Афины на неделе приняли драконовской бюджет, чтобы разблокировать новый транш помощи от ЕС и МВФ.

Европа тонет - это признали в Еврокомиссии. Новый прогноз по экономике так и назвали "Плавание по бурным водам". Лодка вот-вот перевернется. Былого комфорта и роскоши колыбель цивилизации теперь не гарантирует.

Интеллигентные европейцы превращаются в радикалов. Игнорировать протесты становится слишком дорого. В угаре континентальной забастовки незаметно растворились еще несколько бюджетных миллиардов.