Между двумя президентами - избранным и уходящим ≈ всего-то чуть больше миллиона голосов. На левую и правую Франция поделилась почти пополам: окончательные итоги выборов дают Франсуа Олланду 51,63 процент. День окончания Второй Мировой войны ≈ последнее появление Саркози на публике перед грядущей передачей власти, и сотни французов пришли на Елисейские поля не приветствовать нового президента, а прощаться со старым, который уже заявил: из политики уйдет и продолжит адвокатскую практику.
"Сильный, уверенный на международной арене, позитивный, энергичный ≈ он был отличным президентом", - говорит девушка. В пригородах Парижа так не считают, за Олланда голосовала Франция многоэтажек: в этнически пестром городке Нуази-Ле-Сек первого за 17 лет президента-социалиста во втором туре поддержали две трети жителей. В первом туре второе место здесь занял коммунист Жан-Люк Меланшон. Для депутата от его партии в местном парламенте в поражении Саркози ничего личного, французы голосовали кошельком.
"Люди платили больше за электричество, воду, за все местные налоги. И значит, для людей он не сказал правду. Потому что он говорит по телевидению "вы платите меньше", может быть, это правда для нескольких, но большинство платило больше и больше", - рассказывает депутат от партии "Левый фронт" в генеральном совете департамента Сена-Сен-Дени Жиль Гарнье.
Президентство Саркози совпало с мировым кризисом: с 2007 года французы жили все хуже и хуже. Николь на пенсии уже 11 лет ≈ получает чуть больше тысячи евро в месяц, больше половины отдает за аренду, остальное тратит на продукты в дешевом супермаркете. Цены до сих пор считает во франках, к евро так и не привыкла. От Олланда она ждет в первую очередь социальных реформ. Весь первый срок Николя Саркози перед ней стоит потребительская дилемма.
"В 2007-м мне прописали очки за 400 евро, а потом соседи залили потолок. Наверное, читать я хочу все же больше, но свободных денег все равно нет", - жалуется жительница Нуази-Ле-Сек Николь Бер.
"Для одного человека мы даем четыре яблока, иногда даже пять. Картошки ≈ четыре-пять, бывает, шесть", - рассказывает доброволец организации "Народная помощь" Тадевос Мовсисян.
И это ≈ на неделю. Право обращаться за бесплатными продуктами в благотворительные пункты имеют лишь те, чей доход на члена семьи не превышает шести евро в сутки ≈ около двухсот рублей. Это те, кто уже потерял пособие по безработице или никогда его не имел: неудачливые иммигранты. И очереди растут. "С 2010-го по 2011-й количество продуктов, которые мы раздаем, выросло на половину. И еще на 12 процентов за первые три месяца этого года", - рассказывает доброволец организации "Народная помощь" Ален Шотай. Франсуа Олланду досталась Франция, в которой восемь миллионов бедных, и четыре миллиона ≈ безработных, только по официальной статистике. Пятипроцентный дефицит бюджета и почти двухтриллионный государственный долг, который к тому же растет, согласно примерным подсчетам, на четыре тысячи евро в секунду. Опросы показывают, что сильнее всего избиратели ждут от президента-социалиста обещанной заморозки цен на бензин. "Я больше полный бак не заправляю", - говорит глава международного департамента профсоюзной организации CGT Пьер Кутаз.
Французы теперь заправляются небольшими порциями ≈ чтобы оставалось больше свободной наличности на другие нужды. Пьера, представителя крупнейшей во Франции профсоюзной организации, бензин заботит меньше другого обещания Олланда: вернуть выход на пенсию в 60 лет. Для французских профсоюзов проигрыш Саркози стал сведением давних счетов: организации рабочих, которые формально не вмешиваются в политику, на этот раз приняли историческое решение и призвали французов голосовать против действующего президента. "Французы уже были не в состоянии терпеть больше такую вульгарную, примитивную, злобную политику, как политика, которую вел господин Саркози. И кроме того, это была очень жесткая антисоциальная политика, поэтому он и проиграл", - объясняет Пьер Кутаз.
Франсуа Олланд, еще не став формально президентом, уже изо всех сил дает понять, что он ближе к народу, чем предшественник. Победу отмечать не стал, в Елисейский дворец ≈ уже решено ≈ будет ездить на Ситроене эконом класса, он даже собирался остаться в своей квартире в 15 округе Парижа, но служба охраны не разрешила. Свою личную жизнь в отличие от Саркози, чей роман с Карлой Бруни обсуждала вся Франция, Олланд скрывал до последнего. После расставания с Сиголен Руаяль стал встречаться с корреспонденткой "Пари Матч" Валери Триервейлер: на двоих у неженатой президентской четы семеро детей от прошлых союзов, но ни один из них не будет присутствовать на инаугурации ≈ мол, не семейное это дело.
Первую в истории Франции гражданскую первую леди один из политических соратников Саркози во время кампании назвал "ротвейлером": не только за созвучие с фамилией, но и за бойцовский характер. Говорят, именно с ней Олланд советуется по всем политическим вопросам, и что это она заставила его сменить имидж: сбросить перед выборами десяток килограммов и надеть более строгие очки. В политическом окружении Олланда Валери опасаются и за глаза называют "железной леди" ≈ за время работы политическим журналистом она слишком многое узнала о высокопоставленных социалистах. Она намерена продолжать карьеру, правда, уже не в журнале, и уже заявила, что не будет сопровождать "компаньона" ≈ так она называет своего спутника жизни ≈ во время первой зарубежной командировки.
Сразу после инаугурации Франсуа Олланд улетает в Берлин на переговоры с Ангелой Меркель. И это ≈ первое испытание для нового президента ≈ он обещал избирателям изменить европейскую антикризисную модель: уменьшить экономию и увеличить социальные расходы. Но учитывая, что все предыдущие решения прагматичная Меркель разрабатывала в соавторстве с Николя Саркози, рынки уже заранее не верят в успех переговоров.












































































