Сулейман Керимов может выкупить пакет "РУСАЛа" у ОНЭКСИМа, чтобы провести spin-off акций ГМК "Норильский никель", принадлежащих алюминиевой компании, сообщает "Коммерсантъ" со ссылкой на источники, знакомые с ситуацией.

Ранее стало известно, что на долю "ОНЭКСИМа" в UC Rusal (17,02%) претендуют структуры сына Сулеймана Керимова – 21-летнего Саида. На прошлой неделе "Интерфакс" сообщил, что компания Ravenwing Ltd Саида Керимова направила предложение ОНЭКСИМу по выкупу акций "РУСАЛа". По данным источников Ъ, сенатор от Дагестана Сулейман Керимов в случае покупки структурами его семьи доли ОНЭКСИМа в "РУСАЛе" может поднять вопрос о spin-off пакета компании в ГМК "Норильский никель" (27,8%).

"РУСАЛ" получил акции "Норникеля" весной 2008 года при разделе бизнеса Владимира Потанина и Михаила Прохорова. Прохоров продал блокпакет "Норильского никеля" "РУСАЛу" за наличные (около $7 млрд) и 14% акций алюминиевой компании. Под сделку "РУСАЛ" привлекал синдицированный кредит на $4,5 млрд, который затем рефинансировал в ВЭБе, а позже – в Сбербанке. Сейчас пакет ГМК заложен Сбербанку, которому "РУСАЛ" должен более $4 млрд (52% из $8,16 млрд чистого долга на конец I квартала).

Идея spin-off акций ГМК уже обсуждалась в 2014 году. По словам одного из источников "Ъ", реализации spin-off помешали в первую очередь возможные налоговые и трансакционные издержки. Кроме того, по соглашению ключевых акционеров "Норникеля" (кроме "РУСАЛа" и "Интерроса", это Crispian Investment Ltd Романа Абрамовича и Александра Абрамова с 6,5% акций), до 10 декабря 2017 года "РУСАЛ" и "Интеррос" не могут отчуждать акции ГМК так, чтобы у каждой из компаний оставалось менее 20%.

Как отмечают участники рынка, Сулейману Керимову выкуп пакета у ОНЭКСИМа может быть интересен "только с перспективой дальнейших разменов". Сейчас "РУСАЛ" стоит на Гонконгской бирже около $5,6 млрд, 27,8% акций "Норникеля" на Лондонской фондовой бирже (LSE) – около $6,5 млрд. "Если посмотреть на пакет "РУСАЛа" в ГМК как на некий квазикэш, то при вычитании этой суммы из долга компании получается, что рынок оценивает "РУСАЛ" не более чем в 5 EV/EBITDA, тогда как его конкуренты торгуются с мультипликатором 6-7", – приводит "Ъ" слова Сергея Донского из Societe Generale.

Если допустить, что на выделяемую структуру с пакетом ГМК будет переведено, например, $4 млрд (по оценкам Societe Generale, это более половины долга "РУСАЛа" на конец 2016 года), чтобы комфортно погашать его из дивидендов "Норникеля", то стоимость алюминиевой компании по мультипликатору 6,5 EV/EBITDA окажется близка к текущей, а стоимость выделенной компании с пакетом ГМК за вычетом долга – около $2,5 млрд при сохранении нынешних цен на металлы "Норникеля". Таким образом, в текущей конъюнктуре spin-off создает стоимость, отметил эксперт.

Тем не менее, как сообщают источники издания, на уровне акционеров "РУСАЛа" и "Норникеля" возврат к идее spin-off пока не обсуждался.