Островки безопасности: эксклюзивный репортаж из зоны деэскалации в Сирии

4 зоны деэскалации в Сирии задуманы, прежде всего, как островки безопасности для гражданского населения. Они находятся в районах самого острого противостояния правительственных сил и непримиримой оппозиции. Точная карта с линиями разграничения появится уже к началу лета.

4 зоны деэскалации в Сирии задуманы, прежде всего, как островки безопасности для гражданского населения. Они находятся в районах самого острого противостояния правительственных сил и непримиримой оппозиции. Точная карта с линиями разграничения появится уже к началу лета — ее готовят военные эксперты стран-гарантов, чтобы окончательно отделить вооруженную оппозицию от признанных террористических группировок. Но уже в нынешнем виде мера снижает напряженность в десятки раз. Хотя отдельные столкновения периодически происходят, серьезных нарушений режима прекращения огня там пока не зафиксировано.

Одна из четырех зон деэскалации в Сирии, кадры с беспилотника. В окопах и блиндажах пусто, на позициях только наблюдатели группировок вооруженной оппозиции. Зоны безопасности начали действовать, авиация не наносит удары, радикалы не используют артиллерию и минометы. С высоты птичьего полета хорошо видно, что на линии фронта противостояния практически нет движения, группы боевиков передвигаются спокойно, ничего не опасаясь.

Здесь начинается зона деэскалации — это восточный пригород Дамаска. Последняя позиция правительственных сил, далее территория, которую контролируют боевики так называемой умеренной вооруженной оппозиции. Еще пару дней назад стоять здесь в полный рост было бы самоубийством. Но теперь стрелять здесь перестали.

Полковник республиканской гвардии на карте показывает линию фронта, говорит, что за последние несколько суток ситуация действительно изменилась: "Здесь есть разные группировки, на которые влияют разные страны. Есть отряды, что спонсируются Катаром, есть — Саудовской Аравией, есть группировки, на которые влияют из Анкары. Сейчас у них начались внутренние разногласия. Мы фиксируем даже вооруженные столкновения между различными бандами".

Наблюдательный пункт правительственных сил на передовой, до боевиков — не более 50 метров, они за забором. Зоны деэскалации в первую очередь должны стать островками безопасности для мирных жителей. Но для этого стороны должны действительно соблюдать режим прекращения огня. Пока наблюдателей, которые должны фиксировать и предотвращать случаи нарушения режима тишины по периметру зоны деэскалации нет.

Наблюдатели появятся после того, как экспертная группа приступит к работе и будут обнародованы все технические детали обеспечения безопасности в зонах деэскалации. Но уже понятно, что политическая воля соблюдать режим тишины у сторон пока есть.

Наша съемочная группа работала в этом районе довольно часто и так спокойно, пешком мы перемещаемся от одной позиции к другой позиции, пожалуй, впервые.

Полковник Азам показывает участок фронта, за который он отвечает: "Вот передний край, мои бойцы находятся от этого здания до этой посадки".

Офицеры, которые находятся в восточной Гуте, получили приказы еще накануне введения зон деэскалации. "Мы получили приказ соблюдать режим прекращения огня, в случае если противник будет стрелять, мы должны ответить симметрично. Но только чтобы подавить огонь и не более", — пояснил Азам Баракад, полковник ВС Сирии.

Бойцы, которые находятся непосредственно на передовой, также получили новые указания: "Если по нам будут бить, я должен доложить командиру и ждать специальных приказов".

Сейчас понятно, что будущее зон деэскалации в большей степени зависит именно от боевиков оппозиционных отрядов. Они должны обеспечить беспрепятственный доступ гуманитарных организаций, справиться с влиянием радикальных исламистов и главное — продолжать политический процесс урегулирования конфликта.