Власти Саудовской Аравии пришли к пониманию того, что глобальная социально-экономическая реформа королевства назрела.

Уже в ближайшее время станет ясно, насколько решительно настроено правительство страны. Как пишет в своей статье на Project Syndicate управляющий директор McKinsey & Company в Саудовской Аравии Гассан аль-Кибси, существует две причины, которые сделали реформу актуальной именно сейчас.

Управляющий директор McKinsey & Company в Саудовской Аравии Гассан аль-Кибси

Во-первых, резкое падение мировых цен на нефть: от более чем $100 за баррель в середине 2014 года, до уровня ниже $40 сегодня. Так как экспорт нефти представляет собой 90% государственных доходов королевства, давление на бюджет страны заметно возросло: финансовый баланс качнулся от небольшого профицита в 2013 году до дефицита в размере более 21% ВВП в 2015 году, согласно прогнозам Международного Валютного Фонда.

Вторая причина – демографическая, в ближайшие 15 лет, около шести миллионов молодых саудовцев достигнут трудоспособного возраста, оказывая огромное давление на рынок труда и потенциально удваивая его размер.

Легко быть пессимистом насчет стечения этих обстоятельств и многие международные комментаторы так и делают. Но существуют также веские причины для оптимизма, особенно смотря на новых лидеров Саудовской Аравии: они признают эти проблемы, но в то же время и возможности, которые могут возникнуть, если их решить.

Согласно исследованию McKinsey Global Institute, Саудовская Аравия может удвоить свое ВВП и создать шесть миллионов рабочих мест к 2030 году, то есть достаточно, чтобы поглотить приток молодых мужчин – и, все чаще, молодых женщин — вступающих на рынок труда. Для этого, однако, королевству придется резко сократить свою нездоровую зависимость от нефти – это стратегическая цель, которую уже давно обсуждают, но так и не брались за ее реализацию.

Саудовская Аравия имеет много секторов с большим потенциалом расширения. Страна имеет значительные неосвоенные залежи металлов и нерудных полезных ископаемых, в том числе фосфатов, золота, цинка, бокситов и высококачественного кремнезема. Ее розничный сектор быстро растет, но отстает в таких областях, как электронная коммерция и эффективность цепей поставок.

Туристический сектор страны мог бы быть разработан и усовершенствован не только для миллионов мусульманских паломников, которые посещают святые места в Мекке и Медине ежегодно, но и для отдыхающих туристов. Саудовская Аравия имеет протяженную береговую линию у Красного моря, а также другие районы нетронутой природной красоты, которая могла бы привлечь посетителей. Производственный сектор тоже может быть улучшен: на данный момент, у королевства имеется лишь мелкое отечественное производство, несмотря на то, что оно является одним из крупнейших рынков в регионе для машин, оборудования и других товаров производственно-технического назначения.

Для того, чтобы воспользоваться этими возможностями потребуются триллионы долларов в виде инвестиций, радикальные улучшения в производительности и твердую, устойчивую приверженность правительства. Удвоение ВВП в течение ближайших 15 лет потребует около $4 трлн инвестиций, что в два с половиной раза больше объема средств, полученных экономикой королевства в течение нефтяного бума 2003-2013 гг.

Достижение такого уровня инвестиций потребует радикальных политических реформ. Во время нефтяного бума, государство увеличило зарплату в общественном секторе и социальные трансферты и, следовательно, стало одним из главных причин того, что произошел рост благосостояния в частном секторе. Государственный сектор продолжает доминировать в большинстве аспектов экономики, особенно занятости: около 70% граждан Саудовской Аравии работают на государство.

Но для трансформирования экономики потребуется участие инвесторов и предприятий. Действительно, мы рассчитываем, что к 2025 году не менее 70% инвестиций должны прийти из частного сектора. Достижение этой цели потребует перестройки нормативно-правовой базы в стране.

Это также потребует существенных улучшений в производительности. В Саудовской Аравии рост производительности труда отстает от большинства других стран G-20, поднявшись всего на 0,8% в прошлом десятилетии. Быстрое улучшение роста производительности труда потребует перестановки ограничений в предпринимательской и трудовой практике королевства. Сейчас, Саудовская экономика в значительной мере опирается на низкую заработную плату и иностранных работников с низкой производительностью и ограниченными контрактами. Такие работники занимают более половины рабочих мест в стране. Это придется изменить, если экономике предстоит повышать производительность и модернизировать несырьевые отрасли.

Перед новым руководством королевства стоят некоторые непростые, но важные вопросы, в то время как оно формулирует всестороннюю экономическую стратегию. Наиболее важные приоритеты включают в себя повышение эффективности государственных расходов и развитие новых источников доходов, чтобы заменить экспорт нефти. Правительство имеет несколько альтернатив для получения новых поступлений, в том числе реформу расточительных энергетических субсидий и введение налогов, которые являются стандартными в рамках G-20 — такие как налог на добавленную стоимость.

Снимать Саудовскую Аравию с нефтяной иглы будет нелегко, невозможно предсказать, как королевство справится с таким давлением. Но есть обнадеживающие признаки о сосредоточенности, энергии и решительности государства. Одним из них является недавнее решение взимать налог на неиспользуемые земли, которые могут быть использованы для постройки жилья. Другим является новая межведомственная координация и сотрудничество, которые по-видимому происходят под руководством Совета по экономическим вопросам и развитию, который был создан в январе 2015 года. Если правительство в состоянии поддерживать свою решимость во время тех лет, которые будут необходимы для того, чтобы направить экономику по новому пути, то королевство будет основательно изменено к лучшему.