Тема:

Мигранты в Европе 6 дней назад

Вызов для всей Европы: мигранты начали пеший марш на Вену

Квоты на прием мигрантов для стран Евросоюза будут расширены и станут обязательными для всех принимающих стран, заявила канцлер Германии Ангела Меркель, шокированная гибелью трехлетнего сирийского мальчика. Призывы оградиться от беженцев сменяются призывами им помочь.

Квоты на прием мигрантов для стран Евросоюза будут расширены и станут обязательными для всех принимающих стран, заявила канцлер Германии Ангела Меркель, шокированная гибелью трехлетнего сирийского мальчика. Его фотография накануне облетела все мировые СМИ. Призывы оградиться от беженцев сменяются призывами им помочь.

Из Бодрума самолетом в Стамбул, оттуда также воздухом в Санлиурфу, а дальше на автомобилях в Сирию. Для того, чтобы трехлетний Айлан Курди, его пятилетний брат Галип и мать Рехан вернулись домой в гробах, понадобилось около двух суток. На последнем пути им везде приоритет. Весь мир смотрит, как траурный конвой пересекает турецко-сирийскую границу, как потом их тела предают земле в родном курдском городе Кобани.

Зато о том, как они оказались в турецком Бодруме, откуда надеялись переплыть на греческий остров Кос, неизвестно ничего. Глава семьи Абдалла Курди рассказал только, что в ночь на 2 сентября 2015 года, когда они вышли в море, сильно штормило. Турок-рулевой бросил их — прыгнул за борт. И следующая же волна перевернула лодку.

"Погибла вся моя семья. Они все теперь на небесах. Но я надеюсь, что мы еще сможем спасти других, сейчас нужна помощь, хватит уже этой войны. Не знаю, что еще сказать. Я так устал, просто оставьте меня одного", — просит глава погибшей семьи Абдулла Курди.

За годы войн в Сирии, Ираке и на севере Африке в Средиземном море погибли тысячи, но чаще всего это были обезличенные новости — черные мешки и статистика, но Айлан Курди персонифицировал все эти смерти и трагедии целых народов. Детское тельце в полосе прибоя, лицо, уткнувшееся в песок — для распространения идеи либерализации миграционной политики Британии, например, эта картина способна сделать даже больше, чем все призывы правозащитников.

Но и находясь под прессом общественного мнения — петиция, в поддержку увеличения числа мигрантов, вывешенная на сайте парламента, за несколько часов набрала 160 тысяч подписей — премьер Кэмерон сохраняет свою обычную форму.

"Нам нужно обдуманное и верное решение. Новое правительство в Ливии, нужно решать проблемы в Сирии. Я бы сказал, что вину за эти ужасные происшествия основную вину несут президент Асад, мясники из "Исламского государства" и преступные группировки, которые управляют этой жуткой торговлей людей. И мы должны действовать против них всех одновременно и предельно жестко", — заявляет премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон.

Почему Ливии потребовалось новое правительство, кто спровоцировал гражданский конфликт в Сирии и способствовал возникновению "Исламского государства", Кэмерону, конечно, известно. Но всеобъемлющего ответа на крупнейший после Второй мировой войны миграционный кризис у него нет. У его партнеров на континенте тоже. Ангела Меркель в сотый раз, наверное, сегодня взывала к коллективной совести Евросоюза, а президент Франции в своих рассуждениях был, скорее, эмоционален, чем конкретен.

"Я думаю о тех погибших людях, которых никто не сфотографировал, которые остались неизвестными. Я думаю о тех людях, которые погибнут, если мы так ничего и не предпримем. Вот почему пришло время действовать. И мы будем действовать", — заверил президент Франции Франсуа Олланд.

"К границам Евросоюза прибывает так много беженцев, что мы не можем оставить в беде Италию и Грецию. Но точно так же недопустимо, чтобы на три страны – Швецию, Австрию и Германию – была взвалена львиная доля проблем", — воззвала федеральный канцлер Германии Ангела Меркель.

Каких размеров будет эта львиная доля — это тоже вопрос. Масштаб и темпы нарастания кризиса расчетам не поддаются. В тот момент, когда канцер Германии говорила о квотах, итальянская береговая охрана высадила на сицилийский берег очередную партию беженцев, выловленных в море. В их числе была и женщина на сносях, так что через несколько часов мигрантов стало на одного человека больше.

Покорно сидеть на месте в ожидании официального статуса или тем более депортации они не намерены. Власти греческого острова Лесбос, население которого за прошедшую неделю увеличилось на 23 тысячи человек, посылают сигналы бедствия в Афины. Ситуация неуправляемая: полиция сегодня отбивала атаки нескольких сотен беженцев, которые штурмовали паром, уходящий на материк.

В общем, премьер-министру Канады, куда и собиралась переселиться семья Курди, остается публично сопереживать Европе и беженцам, но втайне радоваться, что его страну от них отделяет целый океан.

"Когда я увидел фотографию мертвого мальчика на пляже, я сразу вспомнил о своем сыне Бене, когда он был в этом возрасте. Сложно сдержать слезы. Я хочу вам сказать, друзья, что нет нужды скрывать, что это трагедия. Но на самом деле все намного хуже, чем вы думаете. Я был в лагерях беженцев в Иордании и Ираке. И я могу сказать, что видел там десятки тысяч людей в таком же отчаянном положении. И в таком же отчаянии живут еще миллионы", — констатировал премьер-министр Канады Стивен Харпер.

Это отчаяние, несомненно, толкнет еще сотни тысяч людей в лодки контрабандистов, которые при малейшей опасности бросят их на произвол судьбы. По сообщениям турецкой полиции, в районе Бодрума ей перехвачены еще три лодки. 57 беженцев пытались пересечь пролив, отделяющий Турцию от греческого острова Кос, как раз напротив того пляжа, на который выбросило тела трехлетнего Айлана, его брата и матери.

Впрочем, трагедия семьи Курди тронула в Евросоюзе далеко не всех. Против новых квот выступили страны Центральной Европы. Среди них Венгрия, где толпа из трехсот мигрантов, размещенных в одном из лагерей первичной записи, попросту повалила проволочные заграждения и хлынула в сторону границы с Австрией.

Мигранты раздражены. Терпение лопнуло — беженцы решили отправиться пешком из Будапешта в Вену. В поход собрались тысячи людей.

Люди идут пешком прямо по автотрассе. Впереди десятки километров, но мигранты, судя по всему, настроены решительно.

Колонну сопровождает полиция. Пока все мирно, правоохранительные органы даже перекрывают автотрассы для мигрантов.

Такой жест отчаяния — после того, как накануне власти остановили поезд, который должен был довезти беженцев с вокзала Келети до австрийской границы. Состав не проехал и 50 километров.

Тот самый поезд с мигрантами стоит на пути. К нему уже не подойти – повсюду сотрудники полиции, которые никого не пускают. Кроме того, от платформы поезд отделяет металлическая сетка, а на ближайшем пути стоит товарный поезд. Это тоже, вероятно, не случайно.

Даже зайти в подземный переход нельзя — полиция не пускает. Тех, кто согласился оформить документы и встать на учет в Венгрии, доставляют на автобусах в лагерь для беженцев. Таких, правда, немного.

К лагерю подъезжает автобус с мигрантами из остановленного поезда. Внутрь лагеря никого не пускают. Как быстро будут оформлены документы мигрантам, никто сказать не может.

К безопасности отношение здесь самое серьезное. Металлическая решетка на проходной. Этот житель Сирии раньше и не планировал никуда переезжать.

"Я из Сирии. Сейчас нахожусь здесь, но хочу в Германию. Здесь условия не очень хорошие. А в моей стране война. У меня трое детей и жена. Что оставалось делать?" – вопрошает сирийский беженец.

В Бичке уже сутки продолжается конфликт мигрантов с полицией. Плакаты. Слезы. Эмоции.

Один из мигрантов пытается скрыться вместе с ребенком. Но бесполезно — их останавливает полиция.

Пассажиры пытаются успокоить одну из женщин. Безуспешно.

"Я не успокоюсь. Я хочу ехать дальше", — кричит она в ответ.

На самом вокзале Келети сегодня снова заметно больше полиции.

Сотни беженцев по-прежнему остаются на вокзале Келети на полу, на одеялах, в палатках, в ужасающих условиях. Поездов до границы никто не обещает. Да они и сами не верят обещаниям. Ситуация на будапештском вокзале остается вызовом для всей Европы. Что намерена делать Европа? Это пока не ясно.

Мигранты попадают в Венгрию через небольшой городок Ашотхалом на границе с Сербией. Беженец из Афганистана объясняет: они здесь — не от хорошей жизни.

"Почему приехал сюда? В Афганистане много других проблем, особенно с безопасностью. Мы многое пережили по дороге сюда, особенно в Болгарии. Но мы добрались", — подчеркивает афганский беженец.

Уже участились побеги из спецлагерей. Несколько сотен беженцев вырвались из такого лагеря, расположенного у границы с Сербией. Они перелезли через ограду. Полиция не смогла сдержать толпу.

Мигранты недовольны тем, что их заявки рассматривают медленно. И поставили ультиматум — или чиновники работают быстрее, или церемониться никто не будет. Тон диалога беженцев с властями становится гораздо более жестким.