Захват траулера "Олег Найденов": возможные причины

Читать Вести в MAX
Траулер "Олег Найденов" оказался в центре пограничного скандала между Сенегалом и Гвинеей-Бисау. Сейчас рыболовецкое судно арестовано в порту Дакара. Возможно, экипаж стал заложником конкурентной борьбы за то, кто будет ловить рыбу около берегов Африки.

Траулер "Олег Найденов" оказался в центре пограничного скандала между Сенегалом и Гвинеей-Бисау. Сейчас рыболовецкое судно арестовано в порту Дакара.

В Дакаре траулер "Олег Найденов" находится уже более суток. Из хороших новостей: у буфетчицы рыболовецкого судна нет перелома руки. Подозрения в том, что она получила такую травму, возникли после жестких действий сенегальского спецназа – спецоперации по принуждению российского траулера проследовать в военный порт чужого государства.

Сейчас экипаж удерживают на корабле вооруженные люди. Руководитель Центра общественных связей Росрыболовства Андрей Савельев рассказал: "Капитан получил побои по почкам, он сидел в наручниках. Других членов экипажа помяли, в том числе, угрожая оружием – приставляли стволы к голове, передергивали затворы, грозили открыть стрельбу. В таких условиях происходила эта "встреча".

То, как сенегальцы обходились с российскими гражданскими моряками, хорошо видно на фотографиях, сделанных кем-то из членов экипажа на мобильный телефон. Даже проведя 12 часов в наручниках, капитан Вадим Манторов вместе с командой не позволял военным взять под контроль российский рыболовецкий траулер. "Все документы изъяты. Пока военные не говорят, когда они их вернут. Три автоматчика охраняют судно, никого не впускают и не выпускают. Сейчас пришли наши представители на борт — представители посольства, Росрыболовства. Работает сенегальская инспекция по рыболовству – проверяет орудия лова, трюмы. В целом, обстановка сейчас спокойная". – рассказал он по телефону.

Российских моряков власти Сенегала обвиняют в браконьерстве. Якобы, мурманский траулер неоднократно ловил рыбу без разрешения и уже несколько раз получал предупреждения. Министр рыболовства Сенегала Хайдар аль-Али настаивает на конфискации всей рыбы и всего промышленного вооружения "Олега Найденова". "Траулер занимался незаконным промыслом у сенегальских берегов безо всякого разрешения, поэтому власти и приняли меры, задержав судно. Максимальные санкции, которые мы можем предъявить, это конфискация рыболовного снаряжения, груза и штраф в 305 тысяч евро. Но, учитывая, что "Олег Найденов" и раньше нарушал законы, мы можем удвоить штраф, и тогда он составит 608 тысяч евро", — заявил он.

В домашнем порту российского судна говорят, что траулер стал жертвой в переделе рынка африканских морских ресурсов. Исполнительный директор компании-судовладельца Юрий Паршев подчеркивает: "Я вижу абсолютно четко вытеснение рыболовного флота, вытеснение российского флага из всех районов Мирового океана. В том числе, мы это видим часто в Африке".

В Мурманске подтверждают, что "Олег Найденов" был в водах Сенегала две недели назад и даже заходил в порт Дакар — на траулере менялся экипаж. 21 декабря корабль ушел из Сенегала в акваторию Гвинеи-Бисау, где и рыбачил до ареста.

С другой стороны, этот корабль с российским флагом уже бывал мишенью для провокаторов. Не так давно в Атлантике "Олега Найденова" атаковал Greenpeace — все тот же печально известный Arctic Sunrise.

Эксперты спорят о том, кто стоит за притеснением российских моряков. Жестче других государств африканские рынки сегодня захватывает Китай. Спецпредставитель президента РФ по сотрудничеству со странами Африки Михаил Маргелов напомнил: "Китай не единственная страна, которая конкурирует за атлантические биоресурсы у африканских берегов. Игроков достаточное количество. В любом случае, нас пытаются выдавить с рынка биоресурсов Атлантики с того момента, как мы туда пришли еще во времена Советского Союза. Выдавить нас не удается, и я абсолютно уверен. что не удастся".

В Совете Федерации настаивают на том, что российский МИД должен вызвать на разговор посла Сенегала в Москве. Кто-то из политиков в шутку предлагает отправить в Дакар с "дружеским визитом" российский эсминец, но за пределами Третьего мира подобные методы давления сегодня кажутся неуместными.

Как стало известно, по итогам проверки сенегальская комиссия не потрудилась составить ни одного документа, никаких обвинений нашим морякам не предъявляли. Вполне возможно, что экипаж "Олега Найденова" стал заложником конкурентной борьбы за то, кто будет ловить рыбу около атлантического побережья Африки.

Рыбный промысел жизненно важен для экономики стран Западной Африки. Это один из самых богатых рыбой регионов мира. Всего стран Западной Африки 17. Кроме Сенегала и Гвинеи-Бисау, это Нигерия, Кот-д’Ивуар, Мавритания и другие. Среди этих государств Сенегал – второй по объемам добычи после Нигерии. Кроме того, Сенегал входит в число немногих африканских стран, которым разрешено экспортировать рыбу в Евросоюз.

Рыболовством занимаются около трех миллионов жителей Западной Африки — примерно десятая часть работоспособного населения. Вместе с тем, местному рыболовству мешают неразвитая инфраструктура и техническая отсталость, поэтому дополнительный источник дохода – сборы с иностранных рыболовецких судов.

По жалобам защитников окружающей среды, иностранные корабли, ведущие рыболовство в этом регионе, часто занимаются браконьерством и мешают местным рыбакам. В компании, которой принадлежит траулер "Олег Найденов", подчеркивают, что российские рыбаки не препятствуют сенегальским, поскольку рыбу ловят на глубине, а не у берега. Все законно, а улов в итоге поставляют в африканские же страны. Кроме того, с середины XX века у берегов Западной Африки работают российские ученые, которые проводят уникальные исследования биологических ресурсов Атлантического океана.