В этом фильме нет политических оценок и исторического анализа. Это история неглавных героев событий августа. Один из них — майор Сергей Евдокимов. В 1991-м он — исполняющий обязанности начальника штаба танкового батальона одного из полков Таманской дивизии. На рассвете 19 августа он еще не знал, какую роль ему придется сыграть в знаменитых событиях августа. Батальон Евдокимова подняли по тревоге. Приказ — двигаться к столице. "В танках боеприпасов не было, — вспоминает Евдокимов. — Но в автомобилях, которые шли за нашей колонной, на весь батальон боекомплект был. И снаряды, и патроны".
Авторы фильма нашли многих неглавных героев августа. И тех, кто шел исполнять приказ. И тех, кто в это время собирался у Белого дома. Годы спустя они вспоминают, как это было. "Я отставил портфель и стал вытаскивать камни, передавая их по цепочке", — говорит поэт Александр Городницкий. Так росли баррикады. Создавались отряды ополченцев. В фильме показано с особенным драматизмом тревожное ожидание этих часов. "Мы уже начали формировать кольца, — рассказывает Александр Цалко, зампред ГК РСФСР по оборонным вопросам. – Нужно было стоять в кольце, в первой шеренге, чтобы случайных людей не пропускать".
В фильме "Неглавные герои" важна не хронология. Важен пульс, кардиограмма этих трех дней. Зритель следует от события к событию. "Эффектное выступление Ельцина, неожиданно поднявшегося на танк у Белого дома 19 августа около полудня, мир увидел сразу", — говорит заместитель гендиректора ВГТРК Дмитрий Киселев. Выступление президента России распространяли листовками и факсом — постановление № 2 ГКЧП ограничило выпуск печатных изданий. Выходить могли только несколько газет. На телевидение право передавать новости сохранила государственная программа "Время". Но тут — фильм рассказывает об этом в мельчайших подробностях — происходит невозможное. В новостях показывают кадры знаменитого выступления Ельцина. Через минуту в редакции поднимается настоящая телефонная буря.
"Вы понимаете, что натворили? – вспоминает Валентин Лазуткин, первый заместитель председателя Гостелерадио СССР. – Понимаете, что будете отвечать по законам военного времени? Понимаем. Ну, всего доброго". Танк, с которого выступал Ельцин, ставший символом эпохи, был как раз из того батальона Таманской дивизии, что по приказу привел к Белому дому майор Евдокимов. Предприниматель Сергей Братчиков, еще один из неглавных героев, первым обращается к танкистам: "Чей будешь приказ исполнять? Вот если Ельцин выйдет из Белого дома, буду его приказ исполнять", — вспоминает бизнесмен.
В фильме рассказывается, как за считанные часы в душе командира батальона происходит мучительная эволюция: приказ или совесть? "Поможешь нам в защите Белого дома? – вспоминает события Евдокимов. — Ты честно и откровенно скажи. И я сказал: помогу…". И это был не просто факт военной поддержки. Это была моральная победа. И, может быть, одна из главных моральных побед той ночи. Изменившая историю этих трех дней, большой страны и всего мира. Ее сделали неглавные герои.
Потом будут события, уже многократно описанные в деталях. И про то, как командиры "Альфы" и "Вымпела" обратились с просьбой отменить штурм. И про то, как после этого Язов дает приказ о выводе войск из Москвы."Получил добро, вышел на балкон и объявил людям, — рассказывает Константин Кобец, депутат Верховного совета РСФСР. — На этом заканчивается противостояние. Вы победили!"
Может быть, впервые события тех дней зритель увидит не в широкой ретроспективе эпохи, а глазами, эмоциями и мыслями неглавных героев большой истории, которую они изменили.