Дмитрий Медведев в четверг подписал закон о ратификации 14-го протокола к Европейской конвенции о защите прав человека. Документ фактически дал старт реформе Страсбургского суда.

Дмитрий Медведев в четверг подписал закон о ратификации 14-го протокола к Европейской конвенции о защите прав человека. Документ фактически дал старт реформе Страсбургского суда. Он сейчас просто завален исками и с трудом справляется с работой. Также президент предложил усовершенствовать российское правосудие таким образом, чтобы у граждан не было повода обращаться в Страсбург.

Предложение не относиться к совершенствованию судебной системы, как к чему-то отвлеченному, было адресовано не только к участникам совещания.

Разговор не только для президентского кабинета – на улице Весенней во Владикавказе в этом убедились сами. Жильцы дома номер тринадцать каждую зиму жаловались на плохое отопление – жаловались в основном друг другу – и ничего не менялось. Пока не обратились в бесплатную юридическую консультацию. "Случай вопиющий, нужно разобраться, помочь бедным гражданам составить исковые заявления и защитить их права в суде", – заявил Чермен Дзотов, координатор юридической клиники.

Это было предложение Медведева – создать систему бесплатной юридической помощи для малоимущих. Также по инициативе президента за последнее время принято сразу несколько законов по судебной теме. И все это связано с экономикой.

"Мы начали активно прорабатывать вопросы улучшения инвестиционного климата в нашей стране. Так вот, инвестиционный климат в нашей стране напрямую завязан на эффективность судебной системы. С кем бы я ни встречался – и с нашими предпринимателями, и с иностранными инвесторами, все они говорят только одно. Чтобы в России был лучший инвестиционный климат, нужно, чтобы судебная система развивалась, крепла и могла эффективным образом исполнять свои полномочия. Вот именно поэтому мы с вами сегодня собрались. Совершенствование законодательства будет продолжено", – подчеркнул Дмитрий Медведев.

Именно поэтому, сказал Медведев, работа над законами будет продолжена. Иначе пекари из Зеленограда так и будут платить огромные деньги за право заниматься своим делом. Только не совсем понятная им взрывотехническая экспертиза обходится в шестьсот тысяч рублей. И это в то время, когда мировой опыт, например, сингапурский, предлагает совсем другие варианты отношения к бизнесу. Строгость законов не обязательно должна усложнять жизнь предпринимателю. В Сингапуре, не выходя из дома, можно попросить власти об открытии своего дела.

О буднях бизнесмена в России Медведеву рассказывают часто. "Я тут случайно столкнулся в последние месяцы с реальной практикой, да и честно хочу сказать, посредники, суды обросли институтом, без которого нельзя получить справедливое решение. То есть это некая миссия за справедливое решение. И причем это как бы тоже ясно всем, все знают, что нужно за это платить", – сказал Олег Дерипаска, генеральный директор, председатель правления объединенной компании "РусАл".

"Мы работаем в России с 1993 года, и за это время были периоды, когда вести бизнес в вашей стране было все равно, что кататься на американских горках. Но сейчас многое меняется. Очень важно, что вы делаете акцент на модернизацию экономики", – подчеркнул Ричард Чендлер, председатель правления компании Orient Global.

Досудебное рассмотрение споров, возмещение вреда, причиненного, например, бездействием суда – это все меры, которые, считает Медведев, должны сделать российскую правовую систему современной.

"В последние годы Европейским судом было принято много решений, по которым Россия обязана компенсировать вред, причиненный гражданам необоснованными действиями, решениями или чрезмерным затягиванием рассмотрения дел, судебных дел. Поэтому, я думаю, мы с вами здесь на эту проблему одинаково смотрим. Мы заинтересованы в том, чтобы таким образом усовершенствовать наше правосудие, чтобы оно было эффективным, и создать условия, когда у наших граждан не было бы необходимости прибегать к услугам международных судов. Или, во всяком случае, количество таких случаев было бы существенно меньше. Потому что наша задача создать именно качественное правосудие, которое помогает нашим гражданам непосредственно в стране. Но это непростой процесс", – отметил Медведев.

Сегодня Медведев утвердил ратификацию 14-го протокола к Конвенции о защите прав человека. Решения России ждали в Страсбурге, чтобы начать реформу Европейского суда. Москва настояла, чтобы при рассмотрении дел участвовал судья от государства-ответчика. Из ста двенадцати тысяч жалоб, что направлены в Страсбург, двадцать семь тысяч – российские.