Тема:

Рождество Христово 14 лет назад

Храм Рождества в Вифлееме. Святое место на неспокойной земле

На Святой земле прошла праздничная служба. Сюда в эти дни приехали тысячи паломников – из России, Сербии, Греции. В Вифлееме – городе, где по библейскому преданию родился Иисус Христос, богослужение провели уже в 1700-й раз. Вифлеемский храм Рождества – один из древнейших в мире.

На Святой земле прошла праздничная служба. Сюда в эти дни приехали тысячи паломников – из России, Сербии, Греции. В Вифлееме – городе, где по библейскому преданию родился Иисус Христос, богослужение провели уже в 1700-й раз. Вифлеемский храм Рождества – один из древнейших в мире.

Этим стенам, этим колоннам и вековым грубо отесанным валунам, которыми выложен пол Храма Рождества, уже почти 1700 лет. Это значит, что с того дня, когда привезенные из Греции зодчие заложили его по указу императрицы Елены, здесь празднуют Рождество уже 1700-й раз.

И в Крещенский сочельник, и в Великую Рождественскую ночь, и весь следующий праздничный день в Храме Рождества проходит торжественная служба. Патриарх Феофил Иерусалимский восседает на троне как раз над тем местом, где в пещере в яслях две тысячи лет назад родился младенец Христос.

Одно из библейских чудес, коими полон Вифлеем – Град Давидов. Нет в мировой истории храмов, где молитва не прерывалась бы столько лет.

"Он стоит незыблемо две тысячи, как ни один храм не стоит, – говорит инок Иерусалимского монастыря святой Пелагеи, отец Поликарп. – Это же уму не постижимо! Единственный храм! Нет такого другого, чтобы столько лет простоял".

Осторожно и постепенно паломники из Сербии, Греции, Болгарии, Кипра и, прежде всего, России, возвращаются в древнейший православной святыни, казавшейся пустой и брошенной в минувшее Рождество, когда Газе велась ожесточенная и кровопролитная военная операция "Литой свинец".

Для русского человека прикоснуться к Рождественской звезде – это благодать, может быть, раз на всю жизнь, – отмечает председатель Иерусалимского отделения Императорского православного палестинского общества Павел Платонов. – Это благодать – сопереживать это событие – Рождество Христово".

Вновь на площади людно. Уличные торговцы продают ближневосточный "побратим" российских бубликов. Вновь открыты рестораны и многочисленные лавочки, торгующие рождественской атрибутикой – звездами, вертепами, фигурками Девы и волхвов.

"Я желаю, чтобы на Святой земле и во всем мире было мирное сожительство людей, с любовью, и чтобы все жили в братстве и в мире", – говорит митрополит Греческого иерусалимского патриархата, владыка Тимофей.

Абсолютного мира на Святой земле не бывает. Процессию патриарха Феофила освистали местные арабы-христиане за то, что православный первосвященник не препятствует и не осуждает израильскую застройку палестинских земель в предместьях Вифлеема.

Спецназ в белых яйцеподобных шлемах, бронированные джипы муниципальной полиции, автоматчики в касках и бронежилетах у низкого и узкого входа в храм – обязательная примета церковных праздников на Западном берегу Иордана, где противостояние – это будни, а мир – скорее, из категории чудес. Но чудо способно родиться в, казалось бы, самом неподходящем для этого месте. И очевидное свидетельство тому – светлый праздник Рождества Христова.