Тема:

Google 8 часов назад

Ненадежное "облако". Google рассказала, почему сломалась почта Gmail

Накануне несколько десятков тысяч пользователей популярного почтового сервиса от Google - Gmail - лишились содержимого своих почтовых ящиков. Компания почти сутки выясняла, в чем дело, и до сих пор вернула письма и заметки не всем. Сбой в Gmail следует рассматривать как предупреждение о возможных более масштабных цифровых катаклизмах в будущем. Набирающие популярность "облачные" сервисы, предлагающие пользователям хранить свои данные "где-то в Интернете", создаются обычными людьми. А, значит, сбои и потери информации неизбежны.

Как выяснилось со временем, исходно масштаб вчерашнего сбоя был несколько преувеличен. Сначала вообще говорилось, что пострадали до 600 000 пользователей, потом сделанная Google оценка сократилась до 150 000, в итоге же оказалось, что лишились своей почты лишь около 38 тысяч человек - 0,02% от общего числа пользователей сервиса. Вчера поздно вечером уже около трети из них получили содержимое почтовых ящиков обратно. Компания пообещала в официальном блоге, что в течение 12 часов проблема будет решена для всех пострадавших.

По итогам внутреннего расследования Google выяснила - к сбою привела ошибка в программном обеспечении. В теории данные пользователей Gmail (как и большинства других хранящих данные в сети сервисов) должны несколько раз дублироваться на различных серверах в разных дата-центрах. Однако из-за "глюка" программы с данными невезучих 0,02% почтовых ящиков этого не произошло, и большинство копий этих данных были удалены.

К счастью, Google по-прежнему архивирует данные своих облачных сервисов "по старинке" на пленку. "Пленочное" хранилище не подключено к Сети, поэтому защищено от подобных сбоев в ПО. Но восстановление информации с пленки - процесс не быстрый, поэтому вернуть почту пользователям сразу у Google не получилось.

"Спасибо за терпение и еще раз простите, что напугали вас", - извиняются представители Google в блоге компании. Если подобный сбой допустили в Google, резонно предположить, что "облачные" сервисы других компаний - Microsoft, Amazon, Apple, да те же блоги в LiveJournal, твиты в Twitter или фотографии в Facebook - так же беззащитны перед человеческими ошибками.

Крупнейшие игроки индустрии технологий мечтают о будущем, где все их программы превращены в сервисы, доступные с любых цифровых устройств через высокоскоростной беспроводной интернет. Пользователи могут менять клиентские устройства - ноутбуки, планшеты, смартфоны - не задумываясь о переносе информации, так как все данные хранятся "в облаке" - на серверах компаний.

Во многих случаях такой подход, наоборот, повышает сохранность данных - даже если ноутбук будет безнадежно залит кофе, а смартфон - украден, информация пользователя в "облачном" сервиса останется в целости и сохранности, в отличие от локальных файлов. Однако, как наглядно демонстрирует сбой в Gmail, доверять "облаку" полностью тоже небезопасно: лишиться своих данных можно, как минимум, на время. В который раз подтверждается известная IT-поговорка: сколько бы копий информации ни было сделано, еще одна никогда не будет лишней.

Также по теме:
Сбой в почте Gmail вывел из строя 150 тысяч аккаунтов 
Facebook по ошибке заблокировала аккаунты пользователей 
Сбой ударит по репутации Skype 
Соцсети делают почту непопулярной 
Баннерная реклама приходит на Gmail