Тема:

Гаити вымирает 10 лет назад

Гаити. Великий исход

Как признают спасатели, сейчас в Гаити найти под завалами живых практически невозможно. Погибших уже больше 200 тысяч, гуманитарной помощи не хватает. Тысячи гаитянцев стремятся покинуть страну.

Как признают спасатели, сейчас в Гаити найти под завалами живых практически невозможно. Погибших уже больше 200 тысяч. Хотя гуманитарная помощь со всех концов света поступает в разрушенную землетрясением страну практически непрерывно, ее все равно не хватает. На улицах Порт-о-Пренса происходят постоянные бои за еду.

Территория старого аэропорта Порт-о-Пренса наводнена людьми. Тысячи гаитянцев срываются из-под навесов, сооруженных на скорую руку, как только разносится слух о раздаче гуманитарной помощи.

Пока обнаруженные тела погибших сжигают или хоронят в общих могилах, выжившие проводят по несколько суток в очередях. Кто-то стоит за водой и едой, кто-то – у почтовых служб. Получить хоть какие-то деньги, высланные родственниками, сегодня – большая проблема. Жительница Порт-о-Пренса Мишелла Чан надеется: "Отец живет в Америке. Если удастся получить деньги и купить билет – обязательно уеду".

Местная полиция, как может, старается обеспечить безопасность. Полицейский Рики Шадза уверен: "Люди должны получить те средства, которые им присылают из других городов и стран. Они должны выжить благодаря этим деньгам". Выжить должны и пострадавшие. У госпиталя МЧС России очередь возникает с раннего утра. Российские медики проводят по несколько сложных операций в день. Три хирургических стола работают круглосуточно. Прием ведут даже психологи. Хирург НИИ скорой помощи им. Склифосовского Шамиль Байрамов рассказывает: "Лечим не просто человека – душу его. Действия направлены на то, чтобы максимально уменьшить число ампутаций. К сожалению, нам не удалось от этого избавиться здесь, пришлось сделать несколько ампутаций. Но в основном мы боремся для того, чтобы функционально все части тела были у них сохранны и здоровы. Мы видим тех больных, которым в первые дни оказали помощь, и сейчас идет активное долечивание всех этих гнойных ран".

У ограды иностранных дипломатических миссий гаитянцы стоят сутками. Те, кому посчастливилось сохранить документы, рассчитывают на помощь с выездом из страны. Жительница Порт-о-Пренса Фирин Боливар не теряет надежды: "У меня остался паспорт. Надеюсь, выпустят и ребенка, и мужа. Здесь оставаться невозможно". Пастор из Руанды, несколько лет назад окончивший Московский университет дружбы народов, уже неделю проповедует в очереди у американского посольства. "Народ хочет уехать отсюда. Совершенно ничего не осталось. Они все родом их Африки. Много-много лет назад, много веков назад они были привезены сюда, на остров, как рабы. И есть несколько стран в Африке, которые говорят, чтобы они приезжали, что им дадут землю, жилье, что они смогут начать заново жить".

Между тем, сотрудники ООН содействуют всем законопослушным гаитянцам, которые хотят покинуть остров. Соседние с Гаити страны идут пострадавшим навстречу. Официальный представитель миссии ООН на Гаити Винченцо Кулеза пояснил: "Далеко не все страны представляют, что делать с тысячами и тысячами беженцев. Но, например, Доминиканская Республика разрешила въезжать на свою территорию всем раненым и пострадавшим, даже если они не имеют документов и виз".

Судя по всему, население Гаити продолжит катастрофически сокращаться и после ликвидации последствий землетрясения. К десяткам тысяч погибших и пропавших без вести уже прибавилось не меньшее число тех, кто навсегда решил покинуть разрушенную стихией страну.