Тема:

Выборы в Белоруссии-2010 4 года назад

Ссориться с Белоруссией не в интересах России. "Горячая точка" с Дмитрием Кисилёвым

Читать Вести в MAX
Отношения России и Белоруссии в последнее время резко ухудшились. Президенты двух стран обменялись колкими замечаниями. Что ждет союзное государство? Как будут развиваться отношения двух стран? Возможно ли Кремлю наладить конструктивный диалог с Александром Лукашенко?

Отношения России и Белоруссии в последнее время резко ухудшились. Президенты двух стран обменялись колкими замечаниями. Что ждет союзное государство? Как будут развиваться отношения двух стран? Возможно ли Кремлю наладить конструктивный диалог с Александром Лукашенко? Об этом в программе "Горячая точка" Дмитрий Киселев беседовал с председателем партии "Евразия" Александром Дугиным, гендиректором Фонда эффективной политики Кириллом Танаевым и директором исследовательских программ по России и СНГ Германского общества внешней политики Александром Раром в эфире радио "Вести ФМ".

Киселев: Добрый вечер. Это "Горячая точка" на "Вести ФМ". Сегодня мы говорим о Белоруссии. Отношения с этой страной, точнее с ее лидером, претерпели значительные изменения, на этой неделе буквально обострились и стали чуть ли не пылающими. У нас в гостях Александр Гельевич Дугин, завкафедрой социологии и международных отношений социологического факультета МГУ имени Ломоносова. Здравствуйте, Александр Гельевич.

Дугин: Здравствуйте.

Киселев: И Кирилл Танаев, политолог, гендиректор Фонда эффективной политики. Здравствуйте, Кирилл Валерьевич.

Танаев: Добрый вечер.

Киселев: Мы ожидаем подключение к нам по телефону Александра Рара, немецкого политолога. Ну а я, Дмитрий Киселев, начинаю эту передачу. Так скажите, что же теперь будет в российско-белорусских отношениях? Вряд ли в ближайшее время они улучшатся. Хотя в то же время президент Медведев в своем видеоблоге заявил, что бессмысленная полоса напряжений в отношениях с Белоруссией обязательно закончится. Собственно, какова технология вот перемен отношений с белорусским руководством к лучшему? Вот мой вопрос первый.

Дугин: Вы знаете, я думаю, что очень важно подчеркнуть, что Россия и Белоруссия, несмотря на такое беспрецедентное ухудшение отношений, находится в одной и той же геополитической парадигме. И та, и та страна выступают за суверенитет, за многополярный мир. И в целом Лукашенко, при всех своих отрицательных сторонах, никогда не ставил под вопрос необходимость интеграции и укрепления Союзного государства, что соответствует и нашим интересам в первую очередь. Поэтому при личных конфликтах между руководством России и руководством Белоруссии не надо забывать, что в отличие, например, от Ющенко или Саакашвили, которые просто геополитически противостояли Москве и саботировали все наши инициативы на постсоветском пространстве, Белоруссия никогда не находилась в этой ситуации, что мы принадлежим к одному и тому же семейству геополитическому. Мы до сих пор союзники, друзья и единомышленники.

Киселев: Да. Так в этом-то весь и парадокс, Александр Гельевич, когда мы вообще с белорусским народом, конечно же, союзники и единомышленники, но с президентом Лукашенко, ну, я не знаю, сейчас, наверное, он стоит чуть ли не на одной доске с Саакашвили и Ющенко в свое время. То есть он фактически персона нон-грата для российского руководства. Ну как можно дружить с народом и не дружить с его руководством? Какова собственно тогда здесь технология? Это мой второй вопрос, про технологии уже.

Дугин:: Ну, может быть, вопрос не столько к самому Лукашенко, а к изменению нашего геополитического курса. Когда нашими противниками в такой форме были Саакашвили или Ющенко, это соответствовало четкой позиции Кремля на укрепление суверенитета и противодействия, в том числе атлантийским или натовским взглядом на структуру постсоветского пространства. Может быть, вопрос не в Лукашенко? Лукашенко, в общем-то, каким был, тем и остался. Может быть, с нами что-то не так? Может быть, мы пересматриваем?

Киселев: А, то есть мы изменились, да?

Дугин: Я думаю, да.

Киселев: Да, пожалуйста, Кирилл, согласны вы?

Танаев: Ну, мне кажется, что все-таки вот сейчас главный фактор, который влияет на риторику того же Лукашенко, это все-таки предстоящие выборы. Предстоящие выборы, а также то, что впервые за долгие годы белорусскому президенту не удалось добиться от России того, что он хотел добиться, собственно говоря. Ведь известно, что в белорусском обществе, особенно в белорусской политической и экономической элите, очень важным свойством руководителя страны является способность добиваться от России определенного рода экономических преференций. В этом году Лукашенко не удалось добиться ничего, а наоборот на протяжении всего года он во всем в каком-то смысле соглашался. С ОДКБ – согласился, пытался добиться отмены таможенных пошлин на нефть – не добился. Пытался шантажировать Таможенным союзом – не добился.

Киселев: Вступил в последний момент, в тайне от всех.

Танаев: Вступил в последний момент, абсолютно точно. С Курмабеком Бакиевым влез в историю.

Киселев: Бакиев уехал из Белоруссии.

Танаев: Абсолютно. Остался один, не понятый никем. А вообще-то надо объясняться. Вообще-то мы все время считаем, что Лукашенко такой вот авторитарный лидер, вот что хочу, то и ворочу, и так далее. А на самом деле, мне кажется, что это…

Киселев: Не очень-то получается.

Танаев: Ну, во-первых, не получается. А, во-вторых, не так.

Эфир программы "Горячая точка" слушайте в аудиофайле