Мир вышел на тропу войны, войны валют. Об этом заявляет Международный валютный фонд. Крупнейшие экономики мира одна за другой обесценивают свои национальные деньги: чем ниже курс – тем выгоднее продавать свои товары за рубеж. Кто проиграет в этой войне в поддавки?

Мир вышел на тропу войны, войны валют. Об этом заявляет Международный валютный фонд. Крупнейшие экономики мира одна за другой обесценивают свои национальные деньги: чем ниже курс – тем выгоднее продавать свои товары за рубеж. Этим давно пользуется Китай, с недавних пор – Япония. А первыми были американцы еще 20 лет назад. США и Евросоюз жестко требуют от Пекина и Токио прекратить валютные манипуляции. Кто проиграет в этой войне в поддавки?

О том, что идет война – валютная – Доминик Стросс-Кан, директор Международного Валютного фонда объявляет, рассказывая, почему восстановление мировой экономики идет так неохотно. Солдаты этой необъявленной войны – производители и экспортеры: они выигрывают, как только национальная валюта начинает падать, ведь их товары становятся дешевле, то есть конкурентоспособнее.

Такой прием – способ избежать безработицы, поэтому "топить" собственную валюту начинают одновременно в нескольких мировых столицах. Мы так не договаривались, возражает директор МВФ Стросс-Кан.

"Когда вы прислушиваетесь к тому, что происходит в разных частях мира, когда раздаются голоса о том, что можно найти местную рецептуру решения кризиса – путём манипуляций с собственной валютой, – эта идея содержит в себе подводные камни, – уверен Доминик Стросс-Кан. – Она вступает в полные противоречия с теми мерами, которые были предприняты на начальной стадии кризиса, когда все страны проводили совместную работу, и присутствовал полный консенсус при координации действий во избежание перерастания кризиса в Великую депрессию".

Будто об экономической спецоперации против Вашингтона с Капитолийского холма заявляют о действиях Пекина: конгрессмены пытаются наказать Китай за слишком успешный сбыт товаров из Поднебесной на американском рынке. Хватит занижать юань, возмущаются американские законодатели.

Вы, что хотите волнений в Китае, парирует китайский премьер: "У проблемы есть и другая сторона. Большинство китайских компаний получают от экспорта чистый доход в 2-3%, максимум – 5%. Если мы увеличим стоимость юаня, как об этом говорят в американском Конгрессе, на 20-40%, многие из наших компаний-экспортеров закроются, работники потеряют работу. Те, кто приехал из деревень, вынуждены будут вернуться домой. Будет виток социальной нестабильности. Если китайскую экономику поглотит кризис, это скажется и на остальном мире".

С таким заявлением Вэнь Цзябао выступил на европейско-китайском деловом саммите в Брюсселе. Ответ с сессии Международного валютного фонда в Вашингтоне не заставят себя долго ждать – она начинается сегодня. Но когда после общих коммюнике и совместных заявлений финансовые лидеры разъедутся, удастся ли отказаться от принципа "своя рубашка ближе к телу", с иронией спрашивает Стросс-Кан:

- Все возвращаются домой и совершенно не понимают, что нет локального варианта решения глобальной проблемы. И это создаёт определённые угрозы восстановления.

Бразилия, Южная Корея, Япония Швейцария стараются поддерживать низкий курс своих национальных валют, провоцируя глобальную игру в поддавки.

Победителей в этой войне не будет, дает понять директор МВФ: последствия будут долгосрочными. Доминик Стросс-Кан не верит во вторую волну кризиса, ему кажется, мы еще не достигли точки, где можно сказать, кризис преодолен. И момент полного выздоровления мировой экономики точно не приближают валютные войны под девизом "каждый сам за себя".