Нужно ли в России менять размер страхового возмещения по банковским вкладам, стоит ли возвращаться к системе частичного возмещения, будут ли страховаться средства не только граждан, но и организаций? На эти и другие темы экономический обозреватель радио "Вести ФМ" Леонид Гурьянов беседовал с руководителем госкорпорации, которая наряду с Центробанком отвечает за доверие россиян к банковской системе, Александром Турбановым.

Гурьянов: Я приветствую наших слушателей. В студии - Леонид Гурьянов. Сегодня у нас в гостях генеральный директор Агентства по страхованию вкладов Александр Турбанов. Александр Владимирович, здравствуйте.

Турбанов: Здравствуйте.

Гурьянов: Итак, в Госдуме снова обсуждаются поправки в закон о страховании вкладов. Предлагается увеличить сумму, которая будет подлежать возмещению с нынешних 700 тысяч рублей до полутора миллионов. Плюс к этому дополнительно возмещать предлагают до 90 процентов от суммы более полутора миллионов, но в совокупности не более двух с половиной миллионов рублей, если ставка по рублевому вкладу на момент открытия составляла не более ставки рефинансирования плюс 5 процентов. Хотелось бы узнать ваше отношение к этому возможному нововведению, насколько оно целесообразно с точки зрения притока средств в банковскую систему, как это аргументируют авторы поправок?

Турбанов: Отношение к этим предложениям у нас отрицательное. Мы такой параметр, как максимальная сумма страхового возмещения, отслеживаем постоянно, поскольку он действительно является одним из самых основных, и отслеживаем его не на эмоциональном уровне – хорошо или плохо, а пользуясь конкретными индикаторами, показателями. У нас целая система их – пять показателей, три из них отражают экономическую потребность, а два – финансовую возможность относительно экономической потребности.

Как известно, система страхования вкладов предназначена для защиты массового вкладчика. И мировой опыт свидетельствует, что если она защищает 90 процентов всех банковских вкладов, то значит она выполняет эту свою задачу. Сумма в 700 тысяч рублей покрывает в российских банках 99,7 процента всех вкладных счетов. Мы по этому показателю самая щедрая система страхования в мире. И одновременно я задаю вопрос: судьбой какой категории вкладчиков озабочены те люди, которые вносят это предложение? Они знают средний размер вклада в банковской системе, как он соотносится с суммой 700 тысяч рублей?

Я вам могу сообщить, что средний размер вклада в российский банках составляет 19 тысяч рублей. Мне могут сказать, что, может быть, Сбербанк нивелирует эту цифру, поскольку там сосредоточены в основном мелкие вклады. Хорошо, исключаем Сбербанк – порядок цифр почти не меняется: 38 тысяч рублей. Так что еще раз могу повторить, что система страхования вкладов в действующем виде свою задачу выполняет. Последние годы во многих зарубежных странах в связи с кризисом была повышена сумма страхового возмещения, это и в Европе произошло – до 100 тысяч евро, в Соединенных Штатах Америки – до 250 тысяч долларов. В абсолютном выражении мы, конечно, отстаем, но там ведь и уровень жизни населения, и уровень доходов населения выше. Так что лучше, мне кажется, направить усилия на продолжение решения вот этой вот задачи.

К идее введения частичного возмещения при выплате страхового возмещения я отношусь отрицательно. И мировой опыт показал, что это требование себя не оправдывает, и наш российский опыт тоже. Дело в том, что у нас было частичное возмещение до 2008 года. Вклад на сумму 100 тысяч рублей возмещался полностью, а от 100 тысяч рублей до 400 тысяч – возмещалось только 90 процентов. Что это порождало? Во-первых, это порождало непонимание вкладчиков. Более трети звонков на нашу горячую линию касались вопросов о том, каков порядок расчета страховки. Вкладчики не могли понять, сколько они могли бы получить при наступлении страхового случая.

Во-вторых, введение этой частичной компенсации значительно бы ослабляло антикризисный потенциал системы страхования вкладов. И при наступлении страховых случаев вкладчики в большей степени бы подвергались панике, потому что они бы понимали, что они эти 10 процентов теряют. А вкладчик не хочет терять ни 10 процентов, ни один рубль.

В-третьих, вот эта так называемая ступенчатая шкала способствует негативному отношению вкладчиков и к системе страхования вкладов, и к государству. Потому что вкладчик воспринимает эту ситуацию так, что 10 процентов у него отнимает государство. Еще один момент. Если практически все вкладчики не получают 10 процентов, то после выплаты страхового возмещения они все остаются кредиторами банка, и процедуры конкурсного производства значительно осложняются, и мы вкладчиков держим в состоянии неопределенности еще достаточно длительное время, поскольку процедуры эти длятся зачастую два года и более. И наконец, о мировом опыте. Многие государства на этом обожглись. И европейская директива, принятая в 2009 году, рекомендует всем государствам-участникам Европейского союза – тем, кто имеет положение о ступенчатой шкале, - исключить их. На мой взгляд, доводы достаточно веские, достаточно понятные, чтобы к этому вопросу даже не обращаться.

Интервью с Александром Турбановым слушайте в аудиофайле

Слушайте интервью на другие актуальные темы на сайте радио "Вести ФМ"