Хранители культурного наследия

В Москве прошли дискуссии о сохранении памятников архитектуры . Специалисты по охране памятников из Норвегии и Голландии поделились своим опытом с московскими коллегами.

В Москве прошли дискуссии о сохранении памятников архитектуры . Специалисты по охране памятников из Норвегии и Голландии поделились своим опытом с московскими коллегами.

Есть ли у исторического наследия будущее после такого прошлого? Новая комиссия по охране памятников, которая приступила к работе в октябре, до сих пор пожинает плоды деятельности своей предшественницы, которую неофициально называли "комиссией по сносу". Руководитель Департамента культурного наследия Москвы Александр Кибовский напомнил: "У нас в историческом центре города за последние десять лет были снесены тысячи зданий. В Москве 244 объекта культурного наследия находятся в тяжелом техническом состоянии. Что это значит? Они требуют безотлагательного вмешательства. В том числе это и памятники федерального значения".

Координатор движения "Архнадзор" Константин Михайлов показывает здание, которое хоть и не снесли, но довели до такого состояния, что скоро оно разрушится и без бульдозеров. Палаты Гурьевых – образец архитектуры сразу трех веков: в XVII веке построен первый этаж, в XVIII – второй, в советские годы надстроили еще два этажа. Даже когда здесь были коммунальные квартиры, интерьеры – лепнину с остатками живописи, зеркала с роскошными рамами в стиле барокко – не трогали. Но в середине 2000-х дом попал в частные руки, и новый инвестор собрался все перестроить. Мешал только статус здания – "Выявленный объект культурного наследия". В конце 2009 года произошел пожар, после которого интерес к палатам их собственник потерял.

"И вот началась фактически двухлетняя сага о том, что нужно хотя бы провести первичные противоаварийные работы. Здание осталось на зиму без крыши, потом наступила весна, и вода начала пропитывать росписи и интерьеры. В конце концов, временную сетку и временную кровлю сделали не за счет инвесторов, а за счет городского бюджета", – рассказал Константин Михайлов.

Президент Дмитрий Медведев пообещал, что в стране в ближайшее время появится закон, по которому памятники культуры можно будет передавать в частные руки, но только при условии их должного содержания. В правительстве Москвы уже разработали новую модель отношений с собственниками объектов культурного наследия.

В ноябре 2011года мэр Москвы Сергей Собянин рассказал о, условиях передачи памятников культуры в частные руки: "Давать в аренду с условием реставрации, и если с течением определенного срока реставрация заканчивается, все последующие годы арендную ставку устанавливать символическую – за один рубль арендной платы. Таким образом, создается хоть какая-то мотивация, чтобы люди вкладывали деньги".

Интерес к истории и культуре стимулирует экономический кризис – к такому выводу пришел норвежец Терье Нипан. Старший консультант Королевского министерства окружающей среды рассказывает, что в Норвегии на реставрацию памятников ежегодно выделяется почти 100 миллионов норвежских крон – это примерно полмиллиарда рублей. И самые крупные денежные вливания происходят, как ни странно, в периоды экономической нестабильности. "Каждый раз, когда возникают проблемы в экономике, государство делает ставку на культуру – запускаются новые проекты, появляются дополнительные рабочие места, сокращается безработица. И кризис идет на убыль", – пояснил специалист.

Голландским опытом с москвичами поделился Флип тен Кате. В Нидерландах он возглавляет Государственный совет по эстетике, который следит за тем, чтобы новые здания не нарушали исторический облик городов. "Уже больше ста лет в нашей стране существует специальная комиссия, через которую проходят все архитектурные проекты. Если мы видим, что здание не впишется в окружающую среду или просто испортит хороший вид, то мы отклоняем такой проект", – рассказал он.

Впрочем, если новое можно не строить, то старое нельзя разрушать. Сделать исторические здания активными участниками жизни мегаполиса сложно, но возможно. Образцов для подражания и в Москве немало. Так, место, где проходит дискуссия – удачный пример того, как памятник с многовековой историей можно вписать в современную жизнь города. В Белых палатах на Пречистенке, построенных в 1685 году, этой осенью был представлен один из проектов IV Московской биеннале современного искусства. А в ближайшем будущем Москомнаследие планирует устроить здесь постоянную площадку для обсуждения актуальных вопросов в сфере культуры.