Украина готовится сделать выбор

Украинские выборы начались в России
Украинские выборы начались в России
До президентских выборов на Украине осталась ровно неделя. Тимошенко в Кировоградской области раздает ордеры на квартиры, Янукович поддержал Россию в инициативе новой европейской безопасности, а Ющенко все свои силы пропаганды направил на президентский телеэфир.

До президентских выборов на Украине осталась ровно неделя. ЦИК допечатывает последние бюллетени, максимально эффективно пытаются использовать последние дни агитации кандидаты. Тимошенко в Кировоградской области раздает ордеры на квартиры, Янукович поддержал Россию в инициативе новой европейской безопасности, а Ющенко все свои силы пропаганды направил на президентский телеэфир.

30 бюллетеней в секунду – точная скорость с которой двигается украинский предвыборный процесс. Французская бумага, водяные знаки и надпись в правом верхнем углу, исчезающая при нагревании. Стопроцентная защита, – не скрывают гордости в ЦИКе. Подделки не пройдут. Исключение сделали для Антарктиды. "Мы разрешаем печать самостоятельную. Такие случаи имели место на предыдущих выборах и на кораблях, а также в Антарктической станции", – говорит заместитель председателя ЦИК Украины Жанна Усиенко-Черная. Как проголосуют двадцать полярников на "Академике Вернадском", конечно, важно, но украинская социология их симпатии в расчет вряд ли возьмет.

Даже в условиях запрета на публикацию рейтингов лидер гонки по-прежнему навиду. Виктор Янукович по совершенно разным опросам побеждает в туре первом и имеет больше шансов победить во втором. Но что дальше? Депутаты те же. Ждать ли Украине новых парламентских выборов? "Досрочные выборы возможны. Это не цель, но они возможны только в одном случае. Если нынешний парламент не создаст коалицию и не создаст эффективное правительство", – считает Янукович.

Еще месяца полтора назад премьер в ответ на такое рассмеялась бы оппоненту в лицо, но теперь она – сама серьезность. Рейтинг не растет, а тут еще ЦИК принял решение, разрешающее голосовать дома тем, кто не может дойти до избирательного участка. Премьер в ярости. "Мы обратимся ко всем дипломатическим представительствам на Украине, а также через наши посольства я передам информацию о том, что пан Янукович своим коррумпированным большинством в ЦИКе готовит фальсификацию выборов. И я сделаю все, чтобы этого не допустить", – говорит Юлия Тимошенко.

В самом украинском избиркоме к ней встречные претензии. Финансирование выборов все еще не закончено. Ее реклама теперь тоже повод для разбирательств. Разгневанной гражданке Ивановой не понравился плакат. В слогане "Украина – это ты" дама разглядела оскорбление для государства. "Никакой бомж, никакая тигрюля не имеет права говорить от имени государства", – уверена Иванова.

Пока лидеры гонки ведут кулуарную пикировку, на нижних этажах рейтингов разгораются настоящие страсти. Слово "разгораются" тут – не метафора. Ошибка с выбором целевой аудитории полуторапроцентному ультранационалисту Тягнибоку, зачем-то поехавшему в Крым, стоила сожженного чучела. Бегство националистов из Севастополя – пока самый громкий скандал предпоследней предвыборной недели. Но наблюдатели встревожены. Находят нарушения и боятся беспорядков. Но это уже после настоящих выборов, то есть второго тура. Зависит все от их исхода.

"Если результат будет убедительный, с отрывом 7-8 процентов, то никакой Майдан, никакие судебные процессы уже не смогут повлиять на результат. Если результат будет неубедительным, тут, конечно, могут быть всякие сложности", – считает политолог Михаил Погребинский. Второй вариант, конечно, опасен, но в нем же таится шанс для компромисса, обнадеживает политолог. Ведь придется договариваться. И кто из украинских политиков от этого выиграет – не самое главное. Сама Украина может как минимум не проиграть.

Украина без Ющенко. Такой речевки нет в обиходе, потому что Ющенко никому уже не конкурент. Эти плакаты еще довисят проплаченное, заранее напоминая прохожим имя главного проигравшего на этих выборах. С рейтингом в четыре процента даже в последнюю неделю президентства неуютно. Но о временах, когда все решалось одним Майданом, теперь напоминает разве что оранжевый цвет фона, на котором уже почти неразличима фигура, стремительно исчезающая с переднего плана.